Сколько из нас хотели стать учителями только потому, что рядом оказывался профессионально грамотный педагог с безупречной репутацией? Вряд ли кто-то захочет стать врачом, если сталкивается с человеком в белом халате только во время болезни – для этого надо увидеть работу вблизи, примерить ее на себя.
Люди моего поколения помнят, сколько классных часов проводили с нами учителя на разных предприятиях. К моменту окончания школы мы имели представление о том, чем занимается слесарь, воспитатель детского сада, библиотекарь, дорожный рабочий и т. д. Сейчас же существуют целые организации, сотрудники которых получают свою получку и разные преференции в виде короткого рабочего дня не каждый день и бесконтрольности со стороны какого-либо начальства именно за то, чтобы помогать нашим детям сделать правильный выбор профессии.
Одна из организаций, на которую возложена помогать молодежи с выбором профессии – ртищевский филиал государственного бюджетного учреждения «Молодежь плюс» (директор – Людмила Шувакина). Вернувшись совсем недавно из республики Дагестан со Всероссийского форума «Формула согласия» (недешевые поездки по разным курортным местам, вероятно, один из «ништячков» такой работы; форум проходил на базе научно-оздоровительного центра «Журавли»), руководитель «Молодежь плюс» с новыми силами окунулась в воспитание и профессиональную ориентацию ртищевской молодежи.
Всего за несколько дней, по информации официального сайта администрации Ртищевского района, в режиме практически эстрадного чеса специалисты центра посетили несколько школ, организовав в средней школе №2 «переговорную площадку «По дороге в мир будущей профессии», а в средней школе №8 – «круглый стол «На пороге профессионального выбора».
В обоих учебных заведениях мероприятия проводились с учениками десятых классов, то есть с теми, кто не стоит перед выбором профессии, получив основное образование (девять классов), и кому до следующего выбора – еще фактически два года.К участию в «столах» и «площадках» специалистов, которые могли бы рассказать о своих профессиях, или ветеранов труда не привлекалось. Хотя современные школьники о большинстве самых востребованных специальностей знают, в лучшем случае, понаслышке. Чиновники из околопедагогической организации «познакомили учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «квалификация». На минуточку: подросткам 15-16 лет, которые львиную долю свободного времени проводят в интернете, которые уже осознанно не пошли за профессией ни в какие колледжи после окончания девятого класса рассказали, что значат слова «профессия! и «специальность»! При сегодняшней средней учебной нагрузке в десятом классе в шесть уроков в день стОило держать детей, чтобы такое объяснять! Кстати, разницы в содержании «стола» и «площадки» никаких, судя по опубликованной информации, нет. То есть все было по одному шаблону. В пользу этой догадки говорит и заявленная цель этих профанаций: «Мероприятие направлено на расширение представлений учащихся о различных профессиях, формирование осознанного профессионального выбора». Как, скажите, можно заинтересовать ребенка настоящей профессией, не показывая лучших людей, в ней работающих?
В какой-то мере ответом на этот вопрос, каким бы риторическим он не казался, может быть следующие подробности: «Ребята показали свои знания, творческие способности, смекалку и находчивость в интеллектуальных играх «Моя визитка» и «Профессии: вчера, сегодня, завтра!» (средняя школа №2), «Ребята приняли активное участие в интеллектуальных конкурсах: «История профессий» и «Визитка - лицо специалиста!», проявив свои творческие способности» (средняя школа №8).
Каков результат этих забав? Дети пришли домой на час позже, еще более уставшими и проголодавшимися.
А, между тем, с ними могли бы встретиться врачи, которых так не хватает в районе, предприниматели, которые стонут от нехватки трактористов, отделочников, менеджеров, продавцов, руководители предприятий, в которых не хватает слесарей, ремонтников, инженеров, агрономов, ветеринарных врачей. Они рассказали бы о любимой профессии, заработке и перспективах, что очень немаловажно для молодежи. Это, конечно, требует больших усилий, чем попросить детей нарисовать визитку. Но у такого мероприятия результат мог быть хотя бы теоретический.Пока же сидение на бюджетной шее чиновников, создающих видимость деятельности с помощью подобных отписок на официальном сайте, вызывает только один вопрос: «Зачем это надо?» Если завтра их упразднят в целях экономии, кто-то, кроме сотрудников этой самой «Молодежь плюс», заметит, что из жизни нашей или наших детей исчезло что-то нужное или интересное? При том, что львиная доля бюджета любого уровня уходит на зарплаты бюджетников, разве имеют они право так отрабатывать государственные деньги, не трудясь даже пустить пыль в глаза жителям, на чьи налоги не только безбедно живут, но и красиво отдыхают в рабочее время?
Хотя, может, мы все безнадежно отстали от жизни? Ведь в этом году на областном уровне звание лучших профориентационных практик получили два ртищевских проекта. Первый – «Открываем мир кино», второй - "Значение краеведческой экспедиционно - исследовательской деятельности обучающихся в выборе проектов". Лучшие ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ практики! Пока нам нужны повара, портные, медицинские сестры, учителя, механизаторы, лучше всего детей в Ртищевском районе ориентируют выбирать «киношную» профессию. КТО, скажите мне, в Ртищево (разве что кроме А. Белова) хоть когда-то имел какое-то отдаленное отношение к кино?! Кто может в нашем городе детям открыть этот мир с профессиональной точки зрения?! НИКТО! Это – 100%.
Такая вот профанация профориентации. И опять – за наши с вами деньги.
Н. Скрябина