240218 welikanov

240218 welikanov
В  этом году семь лет исполняется ртищевской художественной галерее имени А. Великанова.

Мы так привыкли к этому месту, что, кажется, оно существовало всегда. Но когда возникла идея ее создания, было много сомнений в нужности такого пространства, в его интеграции в культурную жизнь Ртищевского района. Бытовая, хозяйственная, сторона складывалась идеально – краеведческий музей переезжал в здание кинотеатра, освобождая помещения в городском культурном центре. В то же время уроженец Ртищевского района, проживающий в Сергиевом Посаде художник А. Великанов, чувствуя приближение возраста для подведения итогов, решил передать на малую родину часть своего художественного наследия.

2016 год. Мастер встретил меня на пороге своей «хрущевки»: шевелюра художника, взгляд… Взгляд Мастера. Хотя он давно не пишет, внимание к цвету, тени, образу остались. Даже когда Александр Александрович говорит, рассказывая о жизни и творчестве, он словно запечатлевает собеседника. Вокруг – картины и коты. Животных очень любила покойная жена Александра Александровича, единственная любовь в жизни, разделявшая с мужем его работу (он был инженером с успешной карьерой) и увлечение живописью.

- Всю свою жизнь я буду благодарен своей жене за то, что она не просто не возразила мне, но и поддержала в решении отдать предпочтение творчеству, когда встал вопрос: ехать на повышение в Москву или пойти преподавать в техникум, приносить домой 500 рублей зарплаты или 170, - говорит А. А. Великанов. – Она была женщиной редкой души, по-настоящему моей второй половиной. Мы не просто жили вместе, мы вместе дышали. Так или иначе, все мои картины связаны с ней. Первая пастель, открытие цвета тени, редкие для меня натюрморты, умение достойно вести хозяйство на любые, даже самые скромные средства, - это все она, моя единственная на всю жизнь любимая женщина.

Любовью, желанием поделиться с каждым красотой мира, который ему довелось увидеть, полны пейзажи А. А. Великанова. В глухой деревне, которой давно нет на карте даже Ртищевского района, карандаш и кисть в его руки вложил когда-то настоящий художник.

К сожалению, годы стерли имя и отчество учителя, но фамилию А. А. Великанов помнил всю жизнь. С появлением в глухом селе Ртищевского района художника Дубовицкого, ранее писавшего и выставлявшегося в самой Москве, связана целая история. У него в деревне жила старенькая мать, к которой он приехал, когда женщина тяжело заболела. Горе и болезнь матери вдохновили Дубовицкого на создание полотна, изображавшего простую русскую женщину в бедной крестьянской избе, на пороге смерти.

Когда картину выставили в Москве, критики буквально «порвали» произведение своими отзывами. Дескать, невозможны такие бедность и безысходность в Советском Союзе, пусть бы даже и в глухой деревне. Пришлось Дубовицкому покинуть столицу и учить детей рисованию на своей исторической родине.

Утешением в сельской глуши ему стали два подающих в рисовании надежды мальчика, одним из которых был Саша Великанов.

- Самый яркий эпизод этого периода, - рассказывал А. А. Великанов. – Учитель часто давал нам поручения нарисовать что-нибудь, учил оформлять стенды. С ним мы впервые делали зарисовки на природе, ходили на этюды, услышали слово «пленэр». И вот самым способным, мне и моему товарищу, однажды учитель дает задание: я должен нарисовать петуха, а мой товарищ – курицу. Если честно, то я был рад, что мне достался более яркий объект. У нас дома был петух с хвостом необыкновенной красоты, и, придя домой, я сразу сел за рисунок. На следующий день мы принесли свои работы в школу. Увидев курочку, которую нарисовал мой друг, я буквально потерял дар речи. В невзрачном, на первый взгляд, оперении он нашел столько оттенков и нюансов, что от нее нельзя было отвести глаз. К несчастью, эти наши детские шедевры не сохранились. Мой петух был цел вплоть до окончания мной института, но потом над чердаком, где была моя комнатка, можно сказать, первая творческая мастерская, протекла крыша, и все детские рисунки погибли.

Спустя много лет еще один московский художник, всемирно известный А. Шилов, вдохновил А. А. Великанова на рисование пастелью. На все оставшиеся годы эта техника стала главной для Мастера. Заново созданные «портреты» любимых заснеженных лесов и солнечных лужаек, разноцветных клумб и одиноких деревьев, отбрасывающих причудливые тени, заиграли новыми оттенками, обрели следующую жизнь. Десятки новых полотен были созданы для того, чтобы открыть зрителю оглушительную красоту природы средней полосы России и души А. А. Великанова.

В конце апреля прошлого, 2023 года, Александра Александровича не стало. Когда позади были морозы, тени стали ажурнее, а краски – ярче. Он ушел, словно освободившись от ожидания встречи с той, которую любил, к разговору о которой возвращался с любой темы.

А. А. Великанов не был портретистом. Два портрета уже под конец нашей встречи он показал, и я приняла это за какое-то особенное доверие – картины висели в спальне Мастера. Первая в его жизни пастель, созданная сразу после встречи с А. Шиловым, первыми в своей жизни пастельными карандашами - Александр Александрович написал портрет жены. Второй – портрет его брата, Бориса. Мальчик с детства страдал пороком сердца, у него были больные суставы, тяжело ходил. Школу Борис посещал нерегулярно, лишь для того, чтобы сдать экстерном проверочные работы. Но был очень талантлив. Как и Александр, много рисовал.

- Если бы он был жив, мы в тандеме смогли бы достичь гораздо большего, - рассказывал А. А. Великанов. – Трудно даже представить масштаб его таланта. У меня по сравнению с ним просто скромные способности. Жаль, что он так рано ушел из жизни.

Сейчас творческим наследием А. А. Великанова занимается его племянник, Борис, названный в память о брате художника.

- Александра Александровича очень заботила судьба тех картин, которые остались у него, - рассказывает Борис Мызников. – Он был очень благодарен землякам за отношение к тем картинам, которые подарил в 2016 году, за присвоение единственной в Ртищево картинной галерее его имени. Поэтому и оставшуюся часть своего творческого наследия он хотел видеть на малой родине. Мне предстоит найти возможность выполнить последнюю волю дяди.

Семь лет назад, в 2016-м, А. А. Великанов рассказывал:

- Я помню, как только семья переехала в Ртищево, я пошел учиться в среднюю школу №1. Нас повели на экскурсию на расположенный поблизости мясокомбинат. И пока мы ходили по цехам, где разделывали мясо и делали колбасу, все было нормально. Но потом нас подвели ближе к убойному цеху, и мы услышали страшный рев коров перед убоем. Этот крик до сих пор стоит у меня в ушах. Я хочу, чтобы в Ртищево детей больше никогда не водили на такие экскурсии. Пусть они ходят в картинную галерею, пусть мои картины послужат воспитанию чувства прекрасного, пробудят интерес к творчеству.

Спустя годы можно сказать, что творческое чутье не подвело Мастера. Сейчас в художественной галерее городского культурного центра посетителей встречает Галина Лукашевич. Девушка работает специалистом в штате краеведческого музея, и знакомство ртищевцев любого возраста с творчеством А. А. Великанова – ее основная обязанность. Впрочем, за год своего пребывания среди картин Мастера, Галина смогла добавить экспозиции флера юности и современности. В одном из залов, который не занят постоянной экспозицией, проходят выставки художников, фотографов, мастеров прикладного искусства.

- То, что сейчас рядом с работами Александра Александровича висят фотографии, сделанные, в том числе, при помощи аэросъемки, помогает нам рассказывать детям о том, что в галерее представлены разные виды искусства, - говорит Галина Лукашевич. – Фотография не вытесняет живопись, а помогает лучше ее понять. Каждый способен видеть красоту окружающего мира, но не у каждого есть талант художника. Тогда на помощь может прийти современная техника. Способность же увидеть то, чем хочется поделиться с другими людьми, мы как раз стараемся развивать.

Благодаря бескорыстию и таланту А. А. Великанова, открытости и стремлению к развитию Г. Лукашевич сегодняшние ртищевские школьники пойдут по жизни, вспоминая не предсмертный рев коров на мясокомбинате, а непередаваемого цвета тени, отброшенные на свежий снег деревьями, посаженными много лет назад Мастером рядом со своей мастерской.

Н. Скрябина.  Фото из архива А. Великанова.