20220105 doroga04

20220105 doroga04
Туристическим брендом Ртищевского района вполне могут стать дороги. Одна, «золотая», может быть интересна историей своего астрономического финансирования, такого же астрономического срока строительства,  последующего многолетнего дофинансирования и соотношением «цена-качество». Дорога от Бельщины до уже несуществующего как село Зыбино понравится любителям фотографий – там очень много живописных мест, в которых можно примерить самые разные образы, от гоголевской «утопленницы» до непредсказуемых героев готики. Звание самой долгожданной дороги по праву принадлежит направлению от федеральной трассы Саратов – Ртищево – Тамбов до с. Северка. Теперь мы можем предложить вниманию любознательных путешественников и студентов факультета дорожного строительства Саратовского технического университета уникальную вещь – дорогу-фантом!

Как заблудились мы

В течение теплого сезона теперь уже прошлого года мы не однажды писали о строительстве дороги, соединяющей Ртищево с федеральной трассой Саратов – Ртищево – Тамбов в обход с. Шило-Голицыно, через с. Дубасово. Работы велись исключительно на энтузиазме патриотов района, и все шло к тому, что в зиму работы будут закончены. Прошло больше месяца с тех пор, как мы в последний раз проезжали по дороге, построенной примерно на пятьдесят процентов. Оставшиеся 50, связанные с укладкой бетона, планировали закончить весной. Сделать это должны были исключительно специализированные строительные организации, имеющие все необходимые допуски, лицензии и разрешения. Так дорожники хотели компенсировать урон фермерам района, причиненный при строительных работах.

Поэтому ничего удивительного в том, что, возвращаясь в праздничные дни от родственников из деревни, мы решили «срезать» и заехать в город по прямой, минуя многочисленные крутые зигзаги в Шило-Голицыно. Указатель с федеральной трассы – съезд в с. Дубасово – оборудован и обозначен с соблюдением всех современных требований дорожного строительства. Если вы приезжаете со стороны столицы, то сможете повернуть на прерывистой линии разметки. При выезде с этой второстепенной дороги для удобства и безопасности участников движения – полоса разгона. Строители федеральной трассы помогли местным всем, чем смогли – в рамках своих полномочий, но с пониманием всех трудностей людей, живущих в малых селах, и тех отважных патриотов района, которые решили этим жителям помочь.

Поэтому, съезжая с трассы, мы были уверены, что сэкономим время и нервы, сделав по пути несколько фотографий о завершенном строительстве. Отсутствие таких же съезжающих «умников» объяснили себе тем, что мало кто знает о существовании нового идеального пути.

Гром среди ясного зимнего неба грянул буквально тут же – за пределами съезда не было никакой дороги. То есть абсолютно никакой! Мы не поверили своим глазам и попробовали искать путь дальше. Но под колесами была лишь стылая пашня. Какой-то месяц назад здесь ездили машины, а жители Дубасово радовались приходу цивилизации. Не можем понять, в чем дело. Дорога – не ворона, которая взлетела – и нет ее. Останавливаемся и думаем: съехали по указателю? Да. Значит, направление и место – правильные? Да. Где дорога?! Нет!!!

20220105 doroga01
20220105 doroga01
Как заблудились органы

Конечно, мы писали и знали о том, что к строительству дороги были вопросы у надзорного органа. Тогда, еще теплой осенью, когда каждый погожий день приближал такое желанное завершение строительства дороги стоимостью много миллионов рублей, но не использовавшей ни одной копейки наших с вами налогов, здесь искали контрабандную глину, незаконно добытую на бесхозных раскопках. Но дело тогда закончилось ничем: проверяющие пришли к выводу, что глина на дорогу привозилась вполне законно, а расположенный неподалеку глиняный раскоп, заброшенный еще при советской власти, к глине на дороге никакого отношения не имеет. Пока расследователи выясняли, не ограбили ли страну строители дороги, их заблуждения полностью развеяли выводы экспертов, утверждавших: глина разная.

Многие часы рабочего времени сотрудников правоохранительных и надзорных органов разного чина были потрачены на блуждание по ясной и широкой дороге этой истории: объяснения, показания, экспертизы. Все закончилось ничем, состава преступления или правонарушения не нашлось.

Но следом за правоохранительными и надзорными органами на дорогу забрел Россельхознадзор. Конечно, не по собственной воле они попали на проселочную дорогу – тому предшествовало появление в истории фантомной дороги человека-фантома. Он написал, кажется, в надзорные органы заявление о том, что в Ртищевском районе строится дорога, в законности строительства которой он не уверен. Фигурировало в его обращении и название организации, которую он считает нарушителем.

Постольку поскольку «стучал» фантом на частный бизнес, проверки которого надзорному органу в данный момент запрещены Президентом, жалоба попала в Россельхознадзор, который в проверках жалоб от физических лиц ничем не ограничен. Кстати, мы долго честно искали автора жалобы на то, что в районе одной хорошей дорогой станет больше, но не нашли. Осведомленные источники считают, что такого человека, скорее всего, просто не существует. Вернее сказать, человек, писавший жалобу, конечно, живет, но указанные в жалобе имя и фамилия, кажется, вымышленные.

Теперь уже нарушения искали специалисты уважаемого Россельхознадзора. На этот раз – в действиях собственников земли, по которой проложили дорогу. И все – с начала: проверки, объяснения, угрозы многомиллионных штрафов.

Казалось, какая-то чиновничья машина, целью которой было не допустить строительство дороги в забытое село, долго блуждая в темноте по бездорожью, вырулила «на осевую» - есть кого наказать и, значит, найдут, за что. А если вместо многих миллионов рублей штраф будет много сотен тысяч рублей, то за это еще надо будет и спасибо сказать, и в ноги поклониться.

Как заблудились спонсоры

Люди, взявшиеся за строительство дороги из Ртищево до трассы Саратов – Ртищево – Тамбов через с. Дубасово, с самого начала делали это не ради личной славы. Среди них есть и очень обеспеченные люди, а есть просто владельцы одного-двух тракторов, готовые помочь ради достижения общей цели. Они все делали сообща, стараясь успеть за короткий теплый и сухой сезон построить так необходимую всем дорогу. Многие высококвалифицированные инженеры-дорожники консультировали энтузиастов бесплатно, видя, сколько сил тратится на некоммерческий проект, который рано или поздно начнет приносить прибыль, а на создание достойных условий жизни посторонних, казалось бы, людей. Как во время ремонта в хорошей семье: кто-то - стену красит, кто-то – окно моет, кто-то – обед варит. И если один из всех не успел закончить свое дело вовремя, то другие ему просто помогут.

Но давно прошло то время, когда Ртищевский район был семьей, а строительство дороги – общим делом и радостью для всех. Теперь одни строят, другие – ищут, на чем их поймать, блуждая в потемках злости и зависти.

До завершения всех бумажных дел: получения согласований, разрешений, проектов и прочих – оставалось совсем немного времени. Строители решили, что не будет большой беды, если реальную работу они начнут сейчас. А к моменту окончания ремонта дороги и все документы как раз будут в порядке. Уж очень хотелось закончить работу до непогоды и зимы.

В эту бумажную ловушку они и попали, как в мышеловку. Думали: построят дорогу – всем хорошо будет, и простым людям, и непростым охотникам до лосей. Не тут-то было! Желая помочь всем нам, мечтая об удобной и безопасной дороге, а не о личных дворцах и чудо-автомобилях, они, как принято говорить в таких случаях, «попали на нервы». Думали, вокруг такие же люди. Оказалось – нет, заблудились. Рядом много тех, кто за премию, повышение, просто ради своеобразного удовольствия готовы не радоваться построенному, не строить вместе со всеми, а просто разрушать. Этого не понять тем, кто печет хлеб, сооружает дома, стоит за прилавком, растит скотину. Такая радость доступна другим людям. Их и не приняли в расчет те, кто решил вдохнуть жизнь в село Дубасово, облегчив жизнь сельчанам, вынужденным приезжать туда на вызовы медикам и пожарным. Не учли того, чего нет в них самих, – подлости и жадности.

20220105 doroga02
20220105 doroga02
Как заблудились люди

- Была дорога – и нет дороги, - говорят дубасовцы.

В их глазах – разочарование, непонимание и даже слезы. Летом и осенью мы встречались с жителями, которые выражали благодарность всем, кто строил дорогу в их село. Когда сотрудники органов стали выяснять, в том числе – у местных, про глину и давно заброшенный карьер, жители забеспокоились. Приезжали журналисты регионального издательства, чтобы донести беспокойство сельчан до руководства области.

Тогда на место радости и оптимизма в сердцах дубасовцев пришло недоумение: разве может быть кому-то плохо то, от чего всем хорошо? Понять это обычному разуму не под силу.

Но дорога была почти построена, и никому бы в голову не пришло, что ее что-то может разрушить, разве что случится небывалое в здешних местах землетрясение или извержение вулкана. Поэтому когда в один из дней поздней осени местный житель возвращался домой с работы в Ртищево и вдруг вместо дороги увидел пашню, он подумал, что заблудился. Немудрено – темнело уже рано, фонарей здесь нет. До дома добрался, а утром… Что такое? И той части дороги, по которой он смог проехать вечером, как не бывало!

Сейчас жители Дубасово думают, что летом этого года они все спали и видели чудесный сон. В этом сне они живут в красивом селе на берегу реки, в которое, как и положено в XXI веке, ведет современная дорога. Потом осенью проснулись – и все как прежде: грязь, бездорожье, безнадега. Разум заблудился в потемках, пытаясь понять, почему это случилось именно с ними. Им не понять, что произошедшее, в самом деле, больнее всего ударившее по ним, не имеет к ним никакого отношения в умах затеявших бессмысленную войну.

В этой истории каждый блуждает в собственном мире. У одних – это мир планов и свершений, способных делать жизнь тысяч людей счастливее, проще, лучше. У других – мир личных амбиций, зависти, болезненной ненависти. И пока побеждает зло, мы будем блуждать по плохим дорогам, тщетно пытаясь понять, как можно добиваться того, чтобы дороги НЕ БЫЛО.

Н. Скрябина