Дольше всего из этих обособленных удобств просуществовала больница, лечиться в которой долго было в какой-то степени элементом престижа. Даже когда в медицинском учреждении стали возникать общие для российского здравоохранения проблемы: нехватка специалистов, недофинансирование и, как следствие, сокращение количества медицинских услуг – оставались преданные пациенты, которые на коммерческой основе предпочитали пользоваться услугами именно этого лечебного учреждения. Само его существование оставляло каждому человеку даже из соседних районов выбор, где и у кого лечиться.
Слухи о том, что стационар в железнодорожной больнице будет закрыт, особенно настойчиво стали циркулировать зимой прошлого года. Говорили, что все медицинские услуги будут оказываться только в поликлинике, а стационар сократится до дневного пребывания.
Слухи поддерживались публикациями в средствах массовой информации других регионов, где ситуация с сокращением железнодорожных больниц развивалась динамичнее, чем у нас. Так, в феврале 2020 года была опубликована утвержденная кабинетом министров РФ долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года. В этом документе говорилось про «повышение эффективности деятельности» компании, которое, в частности, подразумевает «повышение производительности труда» и оптимизацию «в том числе за счёт реализации непрофильных активов». Именно таким непрофильным активом называлась «РЖД-Медицина» — железнодорожные клиники. Очаги напряженности из-за закрытия железнодорожных больниц возникали в Рязанской области, на Дальнем Востоке, на Урале, в Саратове при закрытии железнодорожного роддома.
Однако ситуация с коронавирусом несколько затушила ситуацию, при общем дефиците мест в ковидных госпиталях разговоры про реорганизацию медицинских учреждений РЖД поутихли. Поэтому известие о закрытии стационара в Ртищево стало громом среди ясного неба. Хотя баннеры о продаже имущества больницы развешаны по городу уже не один день.
Хорошо еще, не приходится говорить о полном закрытии медицинского учреждения – сейчас это было бы особенно трагично. Однако замки на дверях огромных по местным меркам корпусов, расположенных на обособленной парковой территории, будут, скорее всего, больше привлекать вандалов, чем покупателей.
При этом как рассказывал главный врач Ртищевской районной больницы А. Г. Сергеев, корпус инфекционной больницы, принадлежащий железной дороге, даже после своего закрытия представляет собой более приспособленное помещение для оказания специализированной помощи, чем то, в котором сейчас расположено инфекционное отделение районной больницы. Но вопрос взаимодействия городской власти и железнодорожной в Ртищево всегда стоял остро (не в смысле конфликтов, а именно в смысле взаимодействия). Бывший когда-то в Ртищево главой депутатского корпуса В. В. Филин вспоминал, что в годы перестройки для решения социальных вопросов на перекрестке интересов района и железной дороги приходилось проводить дни в столичных приемных чиновников РЖД, только чтобы достигнуть понимания.
Нельзя сказать, что районная администрация проявила равнодушие в ситуации с закрытием стационара круглосуточного пребывания в железнодорожной больнице Ртищево. 3 декабря на официальном сайте администрации была опубликована следующая информация:
«В связи с приостановлением работы круглосуточного стационара ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г. Ртищево» администрация Ртищевского муниципального района обратилась с официальным запросом в Центральную дирекцию здравоохранения, на что получен ответ от начальника Дирекции И.В. Емельдяжева, из которого следует, что «в соответствии с приказом и.о. главного врача ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г. Ртищево» плановая госпитализация в стационар временно приостановлена с 23.11.2020 по 10.01.2021 в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, высоким уровнем заболеваемости прикрепленного населения и медицинских работников ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г.Ртищево». Врачи и средние медицинские работники стационара переведены с их согласия на работу в поликлинику, где в связи с возросшей нагрузкой на медицинский персонал сложился дефицит кадров.
Экстренная госпитализация в стационар не осуществляется с 2019 г. в связи с ограничением в течение ряда лет государственного заказа на бесплатное оказание гражданам медицинской помощи. Снижение финансирования стационара за счет средств ОМС привело к неэффективному использованию мощностей стационара, показатель работы коечного фонда не достигает половины от планового, а в последние 3 месяца на 90 койках круглосуточного стационара лечились ежедневно не более 10-13 больных.
Решение о дальнейшей организации медицинской помощи в «Больница «РЖД-Медицина» г. Ртищево» будет приниматься по результатам лечебной и финансово-хозяйственной деятельности за 2020г.» (конец цитаты).
Понятно, что система здравоохранения, мягко говоря, не является профильной для холдинга, однако всё время считалась гордостью отрасли. Несмотря на это, число ведомственных медучреждений РЖД сокращалось — 173 в 2020 году и 255 (170 больниц, 85 поликлиник) 15 лет назад.
Пока нет официальных сведений о том, сколько человек лишилось работы в результате реорганизации, что, скорее всего, было неизбежно даже чисто технически: теперь надо меньше санитарок и совсем не нужна кухня вместе со всеми, кто там работал. Как будут развиваться события дальше, мы можем только наблюдать. Постигнет ли корпуса больницы участь корпусов швейной фабрики, из которых, кажется, построен так необходимый городу торговый центр, или он повторит судьбу многих принадлежавших ранее в нашем городе РЖД объектов недвижимости, разрушающихся на протяжении многих лет из-за высокой стоимости их продажи. А, может быть, вдруг будут мобилизованы разные заинтересованные силы, проявлены дипломатические таланты и корпуса железнодорожной больницы вместе с прилегающей территорией еще послужат во благо всех ртищевцев?
Конечно, тяжелый 2020-й уйдет. Новый, 2021-й, принесет свои новости и события. Привычные или чудесные? Поживем – увидим.
Н. Скрябина