Дороги Ртищевского района в этом году напоминают зеркало, отражающее тех, кто имеет отношение к их строительству: финансированию, качеству, стоимости. Три разных примера. Выводы из этих историй читатели сделают сами - они очевидны даже для ребенка.
За свои
Внимательные водители, направляясь из Ртищево в сторону с. Александровка, обратили внимание: за поворотом от перекрестка Ртищево - Балашов - Тамбов справа в сторону города ведутся земляные работы, похожие на дорожные. Скоро Юго-Западный район Ртищево напрямую с федеральной автомобильной трассой Саратов – Ртищево – Тамбов – Москва свяжет дорога с современным твердым покрытием.
Сейчас строительство идет от элеватора до дороги Ртищево - с. Дубасово. Дальше начнутся работы от перекрестка в с. Дубасово до федеральной трассы.
Дорога будет построена в обход с. Шило-Голицыно. Благодаря этому проекту ровной современной дорогой могут пользоваться жители малых сел Ртищевского района – Дубасово и 1-я Точка. Строительство полностью финансирует КФХ «Агрос».
Речь о том, что дорога будет построена, шла еще в момент закладки первых фундаментов на площадке элеватора КФХ «Агрос» в юго-западном районе Ртищево. Прошло два года – и план реализован. Сразу после запуска основных мощностей зернового хаба взялись за строительство дороги.
- Общая протяженность дороги от элеватора до дороги Ртищево - с. Дубасово – 1 км 200 метров, - говорит директор подрядной организации И. Газамагомаев. – Всего на строительство дорожного полотна ушло чуть больше одного месяца. При этом дорога построена «с нуля». Кроме того, нами капитально отремонтирован мост через реку Изнаир. В дальнейшем заказчик работ, КФХ «Агрос», планирует заменить этот мост на новый, современный..
Однако дорога от элеватора до федеральной трассы – это не коммерческий проект. Такое вложение скорее увеличивает издержки предприятия. А вот для жителей Дубасово и 1-ой Точки, уже скорее дачных поселков, чем полноценных сел, дорога – просто подарок судьбы: при огромном количестве неасфальтированных городских и сельских улиц дождаться строительства дороги в этом направлении было нереально.
- Строительство этой дороги было у нас в планах еще с момента создания проекта элеватора, - говорит депутат Саратовской областной Думы, основатель КФХ «Агрос» А. П. Санинский. – Строительство дороги – недешевое удовольствие. Взвесив все «за» и «против», пошли на такую трату. Сейчас готовится проектное решение по присоединению дороги к федеральной трассе. Это серьезный вопрос, но его решение позволит сделать официальный съезд с федеральной трассы, оборудованный полосами разгона, знаками, разрешенным левым поворотом. Кстати, по улице в с. Дубасово есть довольно сносный асфальт, а вот в само село попасть всегда было проблемой. Теперь мы ее решим. Думаю, жители малых сел и дачники, добираясь домой, смогут оценить удобство.
Много десятков лет на вопрос: «Как проехать в Дубасово?» - знающие автомобилисты отвечали: «Это по направлению на кладбище»… Кочки и ямы здесь собирали жители Дубасово, фанаты чистой воды из Волчиновского родника и любители ягод с брошенных дач. Теперь же, благодаря вложению средств КФХ «Агрос», второе дыхание может открыться у сел, на которые давно махнули рукой.
За наши
Продолжается эпопея со строительством «золотой» дороги от п. Ульяновский до х. Березовый. Если в прошлом году 5 километров этой дороги строили за федеральные 100 миллионов рублей, то в этом году на «доведение до ума» уже из бедного бюджета Ртищевского района выделено еще 6 миллионов рублей.
Любой любопытный человек может проехать по этому чуду дорожного строительства и составить мнение о нем. Однако даже на фотографиях видно, что дорожное полотно, которое в прошлом году доделывали уже по морозу, в настоящее время местами находится ниже уровня обочины. Вероятно, оттаявшая дорожная подушка основательно «усохла». Край дороги искорежен. На дорожном полотне встречаются выбоины. Как не было, так и нет благоустройства обочины. Этот вид работ в прошлом году даже не начинали делать – какой уж там посев травы на обочине, когда первый слой асфальта клали в снегопад.
Вот такое пятикилометровое сокровище за сто миллионов рублей налогоплательщиков поимел Ртищевский район в прошлом году. Теперь это сокровище «имеет» нас – единственный работающий на дороге экскаватор осваивает еще 6 миллионов ртищевских налогов.
Кто-то 5 километров дороги к своему элеватору на свои деньги строит. Кто-то все те же примерно пять километров к своей ферме – за деньги налогоплательщиков. И почему-то, глядя на «золотую» дорогу, не покидает ощущение: если бы ее построили на предполагавшиеся с самого начала не 100, а 200 миллионов рублей, то получили бы мы примерно такое же сооружение. И не дает покоя вопрос: неужели никто не ответит за наши бездарно потраченные сотню миллионов?
В подарок
Именно так нам досталась федеральная трасса Саратов – Ртищево – Тамбов. Ртищевцы хорошо знают, кого за это надо благодарить – других шансов получить возможность комфортного проезда в областной центр или столицу у нас просто не было. Но на дворе – пора предвыборной агитации, поэтому оставим благодарности до поры в стороне. И поинтересуемся технической стороной ремонта такого масштаба, какого никогда не видел Ртищевский район. Капитальный ремонт дороги ведет ООО «Автотрасса».
- В этом году у нас в работе на этом направлении два участка – 76-91-й км и 91-107-й км, - говорит начальник участка Тадевосян Борис Левонович. – Объем работ, и это может увидеть каждый проезжающий, - просто колоссальный. На двух участках производится полная замена дорожной одежды, то есть старый асфальт снимается «до нуля». На первом участке этот вид работ выполнен полностью, на втором – на 50%. На первом участке уложены песок и щебень, начата укладка первого слоя асфальтобетона. Параллельно ведется работа по замене водопропускных труб. В районе п. М. Горького насыпается объездная дорога. После ее готовности будут заменяться большие трубы под дорогой. На обоих участках будут установлены новые остановочные павильоны. Совершенно новым для дороги в Ртищевском районе будет освещение остановок и тротуары к ним. Это – требование, которое предъявляется к федеральным трассам такого уровня и мы его обязательно выполним.
К радости водителей, проезжая часть станет шире – ее ширина составит от 8 до 9 метров. Старая трасса была заужена местами на целый метр. Вообще в настоящее время качество объездной дороги, отсыпанной ООО «Автотрасса», превосходит качество того покрытия, которое много лет считалось дорогой на столицу нашей родины. Страшно сейчас подумать, что местные дорожные организации еще много лет могли бы «обеспечивать проезд» на том, что было, вызывая бурю эмоций у участников движения.
- Наша организация очень серьезно подходит к качеству выполняемых работ и к обеспечению участков кадрами и техникой, - продолжает Борис Левонович. – Мы работаем с применением современных технологий, техника – ведущих мировых производителей. Но мало купить технику. Важно обеспечить квалифицированными специалистами. Я могу ответственно заявить, что у нас на каждом этапе работ трудятся люди, построившие не одну дорогу. Даже «на лопате» - те, кто понимает, что он делает и какой должен быть результат, все специалисты – с хорошим опытом.
В самом деле, масштаб работ на трассе сейчас таков, что, как гласит известная поговорка, «можно бесконечно смотреть, как другие работают».
ООО «Авторасса» ведет работы и на еще одном участке – на автоподъезде к г. Ртищево через с. Шило-Голицыно. Там полностью проведена регенрация старого дорожного покрытия – если на трассе Саратов – Тамбов мы видим капитальный ремонт дороги, то здесь – просто ремонтные работы. Это «просто» включает в себя, кроме уже упомянутой регенерации, замену двух водопропускных труб (одну уже заменили, вторая – «на подходе»), уложен нижний слой покрытия толщиной 9 см. Построены четыре площадки под автобусные остановки. Новые остановки также будут установлены в рамках ремонта дороги. Завершающим этапом станет укладка последнего слоя асфальта толщиной еще 6 см. Всего здесь отремонтировано 6 км дороги. По ширине – 8 метров (предыдущая дорога была заужена местами до семи).
Кстати, зауженные дороги – это вообще какая-то ртищевская традиция. Мы уже начали собирать фотографии дорог, где каждый следующий слой асфальта не достает до предыдущего местами до 10 см. Но это ноу-хау не имеет отношения к ООО «Автотрасса». Это – наше, родное.
...Во время разговора сотрудник ООО «Автотрасса» обронил: «Сейчас большой объем работ делаем в районе села Потьма». С ударением на последнем слоге. Так это село часто называют неместные. Так его звали в последнее время и местные, собирая рытвины и ухабы на старой непроезжей дороге. После окончания ремонта дороги у нас снова будет ПОтьма.
Н. Скрябина