20211203 budgetНа публичных слушаниях по бюджету Ртищевского муниципального района на 2022 год библиотекари без вопросов рекомендовали Собранию депутатов согласиться с проектом, предложенным администрацией. Никакая политическая или общественная сила интереса к тому, на что чиновники планируют потратить деньги, не проявила. О том, что будет происходить с нашим общим кошельком – по порядку и подробно.

Кошелек наш не будет толстым –  74%  денег в него вложат из бюджетов более высоких уровней, обеспечить сами себя мы до сих пор не в силах. Ситуация с каждым годом только усугубляется: расходы растут, доходы падают. Так, в прошлом году за счет перехода предпринимателей с выплаты единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения бюджет потерял, по словам начальника финансового управления администрации Ртищевского района М. А. Балашовой, 12 миллионов рублей. Еще одной потерей денег стала прибавка зарплаты сразу на 20% чиновникам после прошедших в сентябре этого года выборов.  Трата на последних будет расти по мере увеличения размера минимальной оплаты труда, которую устанавливают, опять же, федеральные и областные власти. Экономии на чиновниках не предвидится.

«Расходы Ртищевского муниципального района на 2022 – 2024 годы предусмотрены с учетом следующих особенностей:

- сохранение целевых ориентиров по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы,

- индексация оплаты труда работников бюджетной сферы,  муниципальных служащих муниципального образования на прогнозный уровень инфляции: с 1 октября 2022 года на 3,8%, с 1 октября 2023 года на 3,8%, с 1 октября 2024 года на 3,7%;

- увеличение с 1 января 2022 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 13617 рублей;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в 2022 - 2024 годах в размере 30,2 % от суммы расходов на заработную плату;

- расходы по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг в соответствие планируемому объему лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, согласованному с министерством промышленности области, и их прирост в среднем составит в  2022 году – не выше 4,3% (к уровню 2021 года);

- формирования нормативов затрат на предоставление соответствующих государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) с учетом вышеуказанных пунктов, а также объемов налоговых платежей по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций с учетом актуализации налогооблагаемой базы, в том числе за счет новых объектов;

- формирование субсидий на иные цели – исходя из необходимости достижения установленных в соответствующих государственных (муниципальных) программах  целевых индикаторов, в том числе сохранения  достигнутых показателей целевых ориентиров по заработной плате  «указных» категорий работников», - читаем в пояснительной записке к бюджету района. Кроме того, что работающие сегодня чиновники могут не переживать за свое сегодняшнее финансовое благополучие, медицинскую страховку и будущую пенсию, разработчики бюджета не забыли позаботиться о тех, кто когда до них насиживал теплые местечки на Красной, 6 – бюджет предусматривает доплаты бывшим чиновникам – нынешним пенсионерам. Вот бывшим дояркам и механизаторам – не предусматривает. А «своих» не бросят.

Где же брать денег на все это, если их и раньше не хватало? Один из перспективных источников наполнения бюджета, озвученный финансистом администрации на публичных слушаниях, - легализация незаконной трудовой занятости в малом и среднем бизнесе. Комиссия, призванная это делать, сидит в администрации и получает свою, как мы видели выше – всегда гарантированную, зарплату не менее восьми лет. Количество людей, рискующих заниматься бизнесом в Ртищево и Ртищевском районе, с каждым годом сокращается. Если эта самая комиссия, которая бродит по городу в сопровождении правоохранительных органов даже на фоне запрета проверок Президентом России, за столько лет не смогла обеспечить соблюдение порядка на мизерном количестве работающих торговых точек и в еще менее развитой сфере услуг, то, может быть, было бы правильнее сократить саму эту комиссию, чем надеяться на какие-то доходы от ее деятельности? Ведь одним из приоритетов бюджета Ртищевского района заявлено «усиление контроля за эффективностью использования бюджетных расходов на всех уровнях».

Один из самых обсуждаемых налогов, поступающих в местный бюджет, - транспортный. Его могут тратить только на ремонт и строительство дорог и из года в год рассказывают, что по мере того, как у нас на обслуживании и содержании все больше трасс переходит на федеральный уровень, мы, наконец-то заживем и оставшиеся километры сможем превратить в хайвеи. В 2022 в Ртищевском районе будет собрано более тридцати пяти миллионов рублей транспортного налога. А теперь – сюрприз! Пять с половиной миллионов в бюджете будущего года заложено на «ремонт автоподъезда к х. Березовый от автодороги «Тамбов-Ртищево-Саратов» - п. Первомайский – х. Березовый в Ртищевском муниципальном районе Саратовской области». Да! Снова «золотая дорога»! Та, на строительство которой в 2020 году было потрачено 114 миллионов федеральных рублей! В этом году на работы на этом мизерном участке уже было заложено 5,5 миллиона рублей. Какие-то символические работы новым подрядчиком из Пензы сделаны. С финансирования в конце года депутатами сняты 2 миллиона рублей, 3,5 миллиона, соответственно, выплачено. На следующий год – снова 5,5 миллиона рублей наших, районных, средств при тотальном дефиците денег! На мой вопрос о том, на что на новой дороге ежегодно тратят деньги? если ремонт, то почему он не делается по гарантии на только что построенном объекте, главный финансист района ответить не смогла – возможно, это и в самом деле не ее «епархия» Но вот присутствовавшая на публичных слушаниях руководитель юридического отдела администрации Ртищевского района И. Костина сообщила, что «золотая дорога» до сих пор не построена! Эти несколько километров за бешеные деньги – до сих пор не доделаны! Этой дороги фактически нет! Как нет уже и 117, 5 миллионов рублей, как не будет, вероятно, и еще плюс к этой сумме 5,5 миллионов рублей. Единственный вопрос: не пора ли уже вплотную заняться этим вопросом правоохранительным органам? Ведь речь идет не о каких-то копейках, а о более чем сотне миллионов рублей, в том числе – федеральных?

Красиво выглядит на этом фоне другая трата. На подпрограмму «Развитие кадрового потенциала в образовательных организациях» предусмотрено аж 30 тысяч рублей! Если посмотреть список вакансий в школах и детских садах Ртищево и Ртищевского района на официальном сайте службы занятости, то просто диву даешься – как на такие деньги можно вообще пытаться целый год стимулировать хоть что-то? До тех пор, пока наши чиновники будут выделять мизерные гроши на привлечение в город специалистов, мы с вами вынуждены будем и налоги платить, и на свои деньги репетиторов нанимать. Правда, еще 8 тысяч рублей предусмотрено на фотографирование работников образования на Доску почета. Ну, это уж кому повезет – тому бесплатную фотку сделают.

Триста тысяч рублей потратят еще на благоустройство парка культуры и отдыха, 642 тысячи – на «организацию и проведение мероприятий по популяризации народного творчества и культурно-досуговой деятельности».

Предусмотрены средства на модернизацию нескольких котельных и замену башен Рожновского в Ярославке и Скачихе.

Любопытная трата – «Создание местной системы оповещения населения Ртищевского муниципального района об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». На это планируют потратить немного, всего 50 тысяч рублей. Но все до копейки – на СОЗДАНИЕ. Ни одного рубля не предусмотрено на закупку и монтаж технических средств. Из чего систему будут создавать – загадка бюджета. Помните, год или два назад, при предыдущей еще главе, в бюджете была предусмотрена закупка заборов, отделяющих чиновников на сцене от людей «внизу»? Купили или нет эти средства защиты от народа – неизвестно, пришла пандемия и «ходить в люди» начальники перестали. Но деньги потратили. Бюджет же выполнили?

На выплату премии главы района школьникам предусмотрено 20 тысяч рублей. В прошлом году они тоже были предусмотрены бюджетом, но, по словам М. А. Балашовой, премия не выплачивалась. О судьбе денег, предусмотренных в бюджете на эту статью расхода, ничего неизвестно.

Напрашивается пример. В августе этого года спикер Государственной Думы России В. В. Володин, будучи еще кандидатом в депутаты парламента страны, пообещал, что в с. Урусово будут построены детский сад и начальная школа. На днях он озвучил: объект будет построен на благотворительные средства. Язык не поворачивается назвать пиаром решение многолетней проблемы сотен жителей. А у нас у главы и пиар-то копеечный, всего 20 тысяч рублей в год. Но и он ПРЕДУСМОТРЕН ИЗ БЮДЖЕТА!

Ну, и огромная вишенка беззакония в конце. Во время публичных слушаний одна из представительниц администрации с присутствовавших на публичных слушаниях собирала персональные данные в письменном виде. При этом согласие на их обработку никому заполнить не предлагалось, бланк согласия не предоставлялся никому и никаким образом присутствующим не сообщалось о том, что они могут это согласие заполнить. При этом бумага с фамилиями, именами, отчествами и адресами собравшихся отправилась в сумке специалиста в неизвестном направлении. Начальник юридического отдела администрации Ртищевского района И. Костина публично заявила, что это законно. Аудиозапись сотрудникам правоохранительных органов я готова предоставить.

Н. Скрябина