По-прежнему внимание продолжает привлекать «золотая» дорога от п. Первомайский до х. Березовый, где стоимость каждого километра побила все местные рекорды. Местная власть отчитывается о своем контроле за нашумевшим объектом регулярно, и в снег, и в мороз.
Дорога протяженностью чуть больше 4 км, о которой мы рассказываем уже второй год, побьет, скорее всего, рекорды не только по цене каждого сантиметра своей длины, но и по способу строительства – впервые в истории Ртищевского района укладка подушки из щебня и первого слоя асфальта ведется при минусовых температурах воздуха и регулярных осадках.Визуально видно, что для конца дорожных работ до завершения календарного года брошены собранные по максимуму силы: надписи на автомобилях и другой дорожной технике указывают на принадлежность к организациям из Саратова и Петровска. Асфальт, по словам дорожных рабочих и по слухам, возят из Аткарска, расположенного примерно в ста километрах от объекта. По словам тех же рабочих, температура асфальтовой смеси при поступлении к ним составляет от 170 до 180 градусов (что, вообще-то, маловероятно – различные источники-учебники утверждают, что выше 155 градусов асфальтобетонная смесь на строительство не поступает даже в теплое время года). Возят его на автомобилях повышенной грузоподъемности, закрыв тентом. Норма падения температуры смеси составляет 1 градус на каждый километр пути. В нашем случае часть температуры следует списывать еще и на сырость. Путем нехитрых математических расчетов имеем 90 градусов температуру по прибытию: максимально 190 градусов на заводе минус 100 градусов за километраж. При требуемой минимальной норме на выгрузке 115.
Впрочем, официальные источники, как, например, сайт администрации Ртищевского района, сообщают, что в состав смеси аткарскими изготовителями асфальта добавлены такие ингредиенты, которые делают его вполне пригодным для укладки и в снег, и в грязь, и в мороз.
За ходом работ на «золотой» дороге следит ООО «Стройконтрольинжиниринг» - за это им заплачены несколько миллионов бюджетных рублей. Судя по тому, что работы по причине неблагоприятных погодных условий не приостанавливаются, качество дорожного покрытия устраивает контролеров.
Вообще на дороге от п. Первомайский до х. Березовый сейчас можно учить студентов: здесь ведутся практически все виды работ от насыпания обочины грунтом с близлежащих участков (полей? что-то не слышно о претензиях со стороны Россельхознадзора в лице М. Зукаева; помнится, при строительстве несколько лет назад дороги на с. Чиганак за подобные действия дорожники были серьезно наказаны; может, законы изменились…) до устройства подушки из щебня, его трамбовки и непосредственно укладки асфальтобетонной смеси.
На 26 ноября первый слой асфальта был уложен на участке примерно в 1,5 километра. Природа уже уложила на него слой снега и льда. Впрочем, может быть, случится потепление и положить второй слой все-таки смогут? В любом случае, специалисты ООО «Стройконтрольинжиниринг» проверят. Заявленный на «Руспрофиль» среднесписочный состав работников этой организации в 9 человек наверняка позволит обеспечить и неусыпный контроль, и его высокое качество. Кстати, в Саратове, там, где прокуратурой выдано предписание, образцы асфальта с семи участков для направления на лабораторные исследования брал надзорный орган совместно со специализированной организацией ПУИЦ СГТУ «Волгодортранс» (в Ртищевском районе известна экспертными заключениями по автодороге в п. «Ртищевский»).
Но не только специалисты-инженеры следят на «золотой» дороге за скоростью выполнения работ и, вероятно, качеством. Так уж совпало, что 26 ноября мы приехали на объект практически одновременно с женщиной, похожей на главу Ртищевского района. Утверждать не берусь – увидев, что я к ней направляюсь, женщина села в служебную машину главы и уехала, сделав перед этим пару фотографий на фоне ближайшего к ней трактора. Позже эти фотографии появились на официальном сайте администрации и сопровождались информацией о посещении дороги руководительницей. Так что… Спросить С. В. Макогон о том, насколько она довольна освоением более сотни миллионов бюджетных рублей и укладкой асфальта в мороз и снег, к сожалению, не удалось. Судя по фотографиям, публикуемым структурой, которую она возглавляет, довольна вполне.
А ведь не так много времени прошло с тех пор, как строили дорогу на Макаровской горе. Ртищевцы, думаю, помнят многолетнюю эпопею с безуспешным ремонтом этого участка. Как мучились местные автомобилисты, как иногородний транспорт вообще не заезжал, зная о проблеме. И сколько ни клали «блинчики» из асфальта, весной они непременно уплывали в Хопер. Как идеей решить проблему буквально болели и бывший тогда депутатом Саратовской областной Думы Ю. А. Заигралов, и тогдашний глава района А. П. Санинский. Как, увидев качество дорожных работ ООО «Сардорстрой», уговаривали директора И. М. Джабраилова взяться за сложный участок. Опытный дорожник отказывался, опасаясь за свое честное имя – асфальтовый завод у предприятия был в Екатериновке, до объекта, Макаровской горы, - около 100 км, каждый из которых – минус в температуре асфальтобетонной смеси. И это, заметьте, в теплое и сухое время года. Возможно, у «Сардорстроя» не было тогда секретных добавок в асфальт, которые есть сейчас у поставщиков на «золотую» дорогу. Но, так или иначе, асфальт на Макаровской горе цел до сих пор (дай Бог здоровья всем, кто его сделал). В нашем фотоархиве – фотографии, на которых специалисты «Сардорстроя» замеряют температуру привезенной на дорогу смеси. И фотографии похожей на сегодняшнюю главу района женщины, которая фотографирует сама себя на фоне трактора на стройке наших дней. Какое время, такие и герои?
Конечно, вишенкой на этом торте абсурда станет открытие объекта. Насколько оно будет помпезным и громким, мы узнаем ближе к Новому году, когда, невзирая на все погодные условия, вопреки длинному сухому лету, закончившемуся чуть ли не в конце октября, на «золотой» дороге будет забит «золотой костыль». Пока же на фантастический объект можно добраться по дороге, которую построили тоже не так давно, пару лет назад. Но поездка по ней – развлечение для опытных водителей. Узкая, уже в ямах, она реально опасна при интенсивном движении по ней тяжелых MANов, перевозящих асфальт. Вероятно, они ее, построенную, кажется, вскладчину местными фермерами, и добьют. Нет худа без добра – на следующий год будет на чем «осваивать» новые бюджетные вливания в дороги. Хорошо бы, чтобы добро, «золотая» дорога, не утекло с вешними водами.
Н. Скрябина. Фото автора