20190919 sertificaty

20190919 sertificaty
С новым учебным годом у детей и родителей начались и новые хлопоты. К привычным проблемам добавились мысли о Сертификате на дополнительное образование – новинке, призванной упорядочить кружковую работу в школах и детских садах и облегчить финансовое бремя, которое ложится на родителей при найме репетиторов. Бюджетные деньги, выделяемые государством на реализация проекта, будут поступать непосредственно на счет того учебного заведения, которое будет дополнительно обучать ребенка.

Как с максимальной пользой применить Сертификат в Ртищевском районе? Попробуем разобраться.

Ни для кого из родителей не секрет, что уровень образования и требования, предъявляемые к знаниям на экзаменах, настолько высоки, что ученики, особенно старших классов, вынуждены проводить за учебниками все свое время. На найме репетиторов зачастую настаивают учителя-предметники. Но вот позволить их себе могут далеко не все семьи. Кроме того, дети – народ любознательный. Их интересы выходят далеко за пределы школьных программ. Одних интересует музыка, других – современные технологии. Сертификация – вполне реальный шанс подарить ребенку подробное знакомство с его хобби с участием профессионалов. Таким образом, новая практика поможет обнаружить и раскрыть таланты детей.

Фактически, с введением Сертификатов, государство, которое раньше не гарантировало бесплатное получение дополнительного образования, теперь взяло часть финансового бремени на себя. Впрочем, в Ртищево, где буквально до последнего времени множество учреждений дополнительного образования занимало детей совершенно бесплатно, профессионально и с удовольствием, причиной незанятости детей после уроков скорее было нежелание родителей, чем их материальная несостоятельность.

Другое дело – дополнительные занятия с репетиторами или обучение в музыкальной школе. Это всегда стоило денег. Возможность доплатить за эти услуги деньгами государство – это хорошее подспорье при любом финансовом положении.

Еще в 2012 году Президент РФ поставил перед регионами задачу: до 2020 года обеспечить занятость 70-75% детей в возрасте 5-18 лет в различных кружках и секциях. Чтобы решить эту задачу специалисты профильных ведомств предложили использовать вариант адресной помощи, каковой и является Сертификат. При этом была поставлена задача обеспечить всем детям максимально равный доступ к программам дополнительного образования.

Оплатить Сертификатом можно услуги как государственных, так и частных учебных заведений. Главное, чтобы учебное заведение было зарегистрировано в системе поставщиков услуг. Подробный список кружков и секций размещен на официальном сайте с удобной поисковой системой. Список регулярно обновляется, в него добавляются все новые поставщики. Конечно, в самом выгодном положении оказались школы, детские сады и прочие уже лицензированные заведения. Однако и частные образовательные учреждения не хотят упустить клиентов, активно подтягиваются. Там же, кстати, можно ознакомиться со сроками формирования групп, программами, которые предполагает тот или иной курс, их стоимостью, протяженностью, преподавателями и количеством вакантных мест.

Сертификат выдается каждому конкретному ученику, никаких сложностей с его получением нет. А вот прежде, чем отдать его первому, кто попросит, надо сто раз подумать. Ведь выбранный вами кружок не обязательно будет находиться в той школе, где вы учитесь, отдав предпочтение более эффективному учителю или авторитетному учебному заведению. Сумма, оплату которой предусматривает Сертификат, устанавливается муниципалитетом, платится весь год и в течение этого периода не изменяется. В случаях, когда выделяемого объема финансирования недостаточно для оплаты выбранной программы, разница доплачивается родителями самостоятельно.

Все эти факторы должны способствовать тому, что учебные заведения будут предлагать наиболее востребованные программы, проводить занятия на высоком качественном уровне, чтобы заинтересовать детей и не разочаровать родителей.

Кроме того, одной из официально заявленных целей внедрения системы Сертификатов является «ведение реального учета услуг, предоставляемых детям. Система предполагает проведение постоянного мониторинга количества и качества имеющихся занятий в кружках, а также участия в них детей». Ну, тут, как говорится, комментарии излишни: государство все знает про некоторых бюджетников и вовсе не обольщается по поводу использования ими своих средств.

Однако обналичить деньги с Сертификата и использовать их не по назначению родители никаким образом не смогут. Если сертификат не использовать в течение месяца после включения в систему он может быть признан недействительным, что автоматически исключает возможность оплаты кружка или секции в текущем году. По желанию ребенок может менять направление подготовки в течение учебного года при наличии мест в выбранном кружке (промежуток между занятиями не должен составлять более месяца), а средства на его обучение будут перенаправлены на счет оказывающей услуги организации. Остаток на балансе сертификата отражается в личном кабинете родителей, а списание средств осуществляется только за услуги, которыми ребенок воспользовался.

Чтобы получить Сертификат, родители должны, прежде всего, зарегистрироваться в системе ПФДО, зайдя на ее сайт в интернете. Сертификат будет действовать до тех пор, пока ребенку не изменится 18 лет. Пакет документов на получение Сертификата состоит из паспорта одного из родителей, свидетельства о рождении ребенка. согласия одного из родителей на обработку персональных данных и подтверждение факта проживания ребенка в муниципальном округе (справки с места жительства).

Заявку на зачисление ребенка в тот или иной кружок тоже можно подать на сайте после создания там личного кабинета.

Обратите внимание! Сертификат на дополнительное образование требует обязательной активации. Для этого родителям необходимо предоставить в выбранную заранее образовательную организацию полученный идентификационный код вместе с заявлением о зачислении.

В Ртищевском районе в настоящее время предоставить услуги с использованием Сертификата готово множество образовательных учреждений. Оставим за пределами внимания Детскую школу искусств им. В. Толкуновой – вполне логично, что стоимость их услуг или ее часть можно оплатить Сертификатом.

Обратим внимание на необычные услуги или откровенные курьезы. Но начнем с самых востребованных направлений.

В первую очередь, это касается предшкольной подготовки детей. Этой услугой пользуются сейчас едва ли не 100% родителей, чьи дети должны пойти в первый класс. Все учреждения дополнительного образования в Ртищево, как государственные. так и частные (а таких у нас – два) предоставляют услугу по подготовке ребенка к школе. Причем в каждом заведении – по несколько групп. К особенно талантливым и творческим учителям детей записывают за несколько лет, чуть ли не сразу после рождения.

Аналогичные подготовительные курсы для дошкольников предлагают и некоторые школы. Раньше не приходилось слышать, чтобы родители за них платили. Сейчас у модулей заявлена цена.

Вторым по популярности является обучение английскому языку. Несмотря на то, что выбор учебных заведений, предлагающих занятия по этому предмету в счет оплаты Сертификатом невелик, вероятно, спрос на него будет увеличивать предложение. Беря во внимание, что обучение английскому никогда бесплатным не было (по крайней мере, я таковых в городе не встречала), Сертификат будет хорошим подспорьем в изучении необходимого языка.

Есть и откровенно странные проекты. Так, например, представленная Станцией юных техников программа «Юные инспектора движения» обещает за бюджетные деньги сделать из вашего ребенка… «пешехода-профессионала». В рамках обучения по программе «Город мастеров» в Шило-Голицынской школе запланировано «овладение  опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда». Что это? Кто это сочиняет? Неужели люди, которые профессионально разговаривают на языке, понятном детям?

В Темповской школе детей приглашают на занятия театральной студии «Образ». Группы в ней еще не сформированы, поэтому, вероятно, не указана фамилия руководителя творческого объединения. Если это М. Тюменцева, создатель аналогичного коллектива в Ртищево, то к ней не грех и из города детей привезти, и к Сертификату приплатить – на ее счету есть признанные таланты, дети, поступившие в престижные театральные вузы.

Эта же школа наряду со Станцией юных техников готова обучать за бюджетные деньги детей робототехнике. Если родители решать потратить Сертификаты на «обучение» детей в этом направлении, которое, я думаю, требует все-таки и соответствующей материально-технической базы, и очень квалифицированных специалистов, то в полку роботов Федоров скоро будет значительное прибавление. В разных форматах занятия робототехникой предлагают многие учебные заведения. в том числе – сельские. Свободных мест там предостаточно.

Вообще удивительно, что в списке платных кружков появились такие, которые и бесплатно-то ажиотажного спроса не вызывали. Чем они смогут привлечь теперь, когда выбор будет стоять между математикой и, например, «Волшебным клубочком» - это большой вопрос. В группе художественной лепки на Станции юных техников по данным на 14 сентября – 15 вакантных мест.

Очень большое предложение по обучению игре в шахматы. С одной стороны, для Станции юных техников – это традиционное направление. С другой – особенного оборудования для создания такого кружка не требуется. Но насколько это интересно современным детям? И сколько родителей готовы не только тратить на это деньги, но и из-под палки загонять туда чад?

Нельзя не отметить большое количество танцевальных студий, готовых обучить ребенка этому виду искусства. В традиционно престижные группы Анны и Никиты Поздняковых в «Гармонии», судя по опубликованной на сайте информации, уже не попадешь. А вот все остальные многочисленные специалисты, имеющиеся, оказывается, едва ли не в каждом учреждении образования, в том числе – в детских садах и школах, готовы принять от вас денежки в виде Сертификата и попробовать научить вашего ребенка всем танцам, в том числе – народов России (программу «Танцы народов России» предлагает средняя школа №4; в ней же – великое множество других хореографических занятий для разных возрастных групп).

Совсем уж экзотическими кажутся инициативы создания оплачиваемых кружков, которые ничему не учат. Это – объединения, направленные на так называемое патриотическое воспитание, в программах занятий которых – только общие фразы. Их предлагает также большое количество образовательных учреждений, но, судя по открытой информации на все том же официальном сайте, особой популярностью у детей и родителей это направление не пользуется. Это говорит только о том. что создатели программ не смогли убедить детей в том, что это будет интересно, а родителей – в том, что это может быть нужно при сдаче экзаменов. Так, у желающих стать юными друзьями полиции (кружок заявлен средней школой №4) обещают формировать в сознании уважение к традициям МВД России. Плохого в этом, несомненно, ничего нет. Но как это можно будет применить в жизни?

Или, например, кружок «Дорогой памяти», который анонсирует Макаровская средняя школа. Норма его оснащения – 1 комната школьного музея, в котором дети будут проводить 100% времени работы кружка. Как вы думаете, сколько раз каждый ученик небольшой сельской школы уже был в этом музее? Какую исследовательскую деятельность они там могут вести при отсутствии современного оборудования и не выходя за пределы этого помещения? И что еще неизвестно человечеству об истории с. Макарово Ртищевского района. Разве что роль личности К. Муренина в том, что Макарово до сих пор является относительно крупным селом. Но это, судя по всему, мало кому интересно. В таких условиях и с такими планами у детей можно воспитывать не патриотизм, а, скорее, совсем противоположные чувства. Или огромное самообладание.

Еще скромнее запросы у создателей краеведческого кружка в Еланской школе – им для успешной работы требуется всего… пять исторических атласов. И больше – ничего! Дети и родители будут в очереди стоять!

Прямо противоположная ситуация – с программой «Сохраняя память», которую предлагает Станция юных техников. Здесь – все очень современно. Для патриотического воспитания школьников в рамках этой программы необходимы фон фотографический (хромакей) - используется 50% времени реализации программы, доска школьная (магнитно-маркерная) - используется 50% времени реализации программы, проектор с экраном (мультимедиа) - используется 50% времени реализации программы, видеокамера (стерео) - используется 70% времени реализации программы, учебный кабинет (включая типовую мебель) - используется 100% времени реализации программы, компьютер персональный - требуется 4 штуки на группу, используется 70% времени реализации программы. А для осуществления деятельности кружка «Растем патриотами России» необходим 21 персональный компьютер». Мечта советского времени о стирании границ между городом и деревней так и осталась мечтой. Объединяет только одно – желание 100% учебного времени проводить, сидя в классе. И сохранять память в памяти компьютера.

Кстати, о популярности подобных программ. В средней школе №2 в начале сентября созданы группы «Патриот» и «Школа законности». До середины сентября в каждой из них оставалось по 30 (!) свободных мест. «Решение вопроса  патриотического воспитания, даже в рамках одной школы, не может оставить равнодушных, и , в конечном результате поднимет приоритет наших общественных ценностей в нашем обществе на более высокий уровень. Все это сделает наше общество чище душой и сильнее духом», - так объясняют актуальность программы ее создатели. Теперь осталось убедить 60 детей и родителей профинансировать затею своими Сертификатами, чтобы укомплектовать группы.

Еще две программы по патриотическому воспитанию предлагает Дом детского творчества «Гармония»: «Патриот» и «Отечество» с заявленным периодом посещения в один учебный год каждая. Там, по данным на 14 сентября, тоже недобор детей – свободно 13 и 8 мест соответственно.

Но! При всем стремлении воспитывать патриотов это же заведение дополнительного образования практически полностью укомплектовало группы по обучению черлидеров. Кто это? «Чирлидинг зародился в США в 1870-е годы и приобрёл наиболее широкое распространение к середине XX века. Примерный перевод названия: группа поддержки», - объясняет Википедия. Одна из целей движения – «создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, уменьшения агрессивного настроения болельщиков-фанатов, создание обстановки «позитивного фанатизма» и управление эмоциями фанатов». Правда, очень востребовано в городе с неработающими летом бассейнами и едва ли не аварийным единственным стадионом? Но дети туда пошли. Значит, им хочется в короткой юбке с помпонами в руках скандировать кричалки, пребывая в центре внимания сотен людей? Кстати,  своё начало в России чирлидинг получил одновременно с появлением американского футбола. В нашем городе обучать детей поддержке спортивных команд по-американски предлагал также и ЦДТ «Светлячок» (информация была размещена на сайте образователього учреждения). Это, так сказать, вишенка на торте ртищевского патриотического воспитания.

Некоторые сельские школы предлагают потратить Сертификат на программу «Праздник своими руками». При этом в Сланцовской школе за текущий календарный год были проведены праздничные мероприятия, связанные с Новым годом, Международным женским днем, 1 апреля, Днем Победы, окончанием учебного года, открытием летней досуговой площадки и началом учебного года. Если педагоги предлагают родителям заплатить, пусть даже и Сертификатом, то у них должен быть успешный и превосходящий коллег опыт по организации и проведению праздников? А здесь – сугубо те мероприятия, за исключением 1 апреля, которые не провести просто нельзя. На фотографиях с этих праздников, в статьях о них, размещенных на официальном сайте школы, - тоже никакой информации об их новизне или уникальности. Так за бюджетные дополнительные деньги теперь будут делать то же, что входит в оплату классного руководства?

Более совершенный образец похожей программы под названием «НОМЕ шоу» предлагает Дом детского творчества «Гармония». Ее целью заявлено, в том числе, «приобретение обучающимися опыта в профессиональной деятельности сценариста, режиссёра, актёра, гримёра, звукооператора». В 2008 году мы открывали Ртищевское телевидение. Из всей команды профильное, да и то – незаконченное, образование имел всего один человек. Прошло каких-то десять лет, и вот у нас в городе в достатке специалистов, которые не только сами умеют, но и других могут сделать сценаристами, режиссерами, гримерами, звукооператорами. Или все это опять не имеет никакого отношения к профессионализму? А детям и родителям просто рассказывают красивые истории с громкими и модными профессиями ради получения заведением дополнительного финансирования? Хочется верить, что для занятия заявленным в программе Салтыковской школы 3D-моделированием есть под чьи руководством учиться и есть на чем все это осуществлять.

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Конечно, вряд ли кто-то отправит ребенка на целый год тратить свободное время на изучение здорового питания или этикета и вежливости (а такие программы тоже есть). Но есть и вполне здравые и прикладные идеи по изучению химии, черчения, правописания и даже агрономии. В уже существующем списке есть курсы, которые дадут практические навыки владения инструментами, полезные в быту. Программы рассчитаны на девочек и мальчиков. Было бы обидно, если бы родители оставили их без внимания.

Кроме того, можно записаться на обучение вокалу вне стен Школы искусств, в кукольный театр. Поражает воображение количество программ по финансовой грамотности. Если в школах, которые так за все годы своего существования и не научились жить по средствам и постоянно собирают деньги с родителей, есть специалисты, умеющие правильно распоряжаться деньгами, то почему они до сих пор не стали эффективными менеджерами этих самых школ? Кстати, один из курсов, «Финансовая грамотность. История денег», рассчитан всего на полтора месяца. Такой вот скоротечный «Уолл-Стритушка».

Отдельного внимания заслуживают названия кружков и программ дополнительного образования. Здесь, мне кажется, пальму первенства стоило бы отдать средней школе №2: их «Рукотворушка», «Иоланта», не имеющая отношения ни к фиалкам, ни к оперному искусству, ни к П. Чайковскому, «Эпоха», «Озорники» дадут фору и «Навыкам жизни» от средней школы №4, и «Фанкластику» с «Технариками» от Станции юных техников.

Стоит добавить, что не все заявленное изобилие на сегодняшний день работает. Около 80% всех этих программ существует лишь на бумаге. Видимо, для их старта необходимо набрать нужное количество Сертификатов.

Побороться со всем этим списком, местами – смешным, местами – абсурдным, готовы негосударственные структуры. В частности, руководство центра обучения «Маяк» уже озаботилось лицензированием части своей деятельности.

- Думаю, что уже к концу декабря этого года мы сможем предложить детям и родителям несколько направлений, расплачиваться за которые они смогут, в том числе, Сертификатом, - говорит И. Л. Новикова. – В первую очередь, это будут английский язык и математика. Мы возлагаем большие надежды на внедрение Сертификатов, они должны финансово помочь родителям, а, значит, дать больше возможностей детям. Сейчас главное для родителей – не спешить с выбором, взвесить все «за» и «против».

Вот, собственно, и все, что я хотела вам рассказать о новых Сертификатах для получения дополнительного образования. Здесь есть над чем подумать. На кону – не только деньги, которые государство выделяет на дополнительное обучение наших детей, но и будущее этих детей.

Н. Скрябина.