20191129 budget2

20191129 budget2
27 ноября жители Ртищево обсуждали проект бюджета района на 2020 год. Не хочется верить, что 200 страниц финансового закона оказались не нужны ни властям, ни жителям района, чьи деньги власти тратят.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Так трактует главный финансовый бюджет Википедия.

Соответственно, районный бюджет – главный финансовый документ, который определят, какие траты для нас с вами первоочередные, а с чем мы можем подождать. В жизни района это, пожалуй, важнейшее событие года. Оставить его без внимания было бы безответственно. Тем более, что процедура принятия основного финансового документа предусматривает его обсуждение с жителями в рамках публичных слушаний. Кстати, знаете, кто самые ответственные жители Ртищевского района? Это – сотрудники библиотек! Причем, все, от библиотекарей до технического персонала. Именно они посещают ВСЕ публичные слушания по любому поводу и рекомендуют зачитываемые на них документы для принятия депутатами. Вот и на этот раз в библиотеке на публичных слушаниях были представители администрации, члены комиссии по проведению публичных слушаний и работники библиотек. И я.

Не берусь сказать, сколько человек из присутствующих прочли этот самый бюджет и приложения к нему, всего около двухсот(!) страниц, опубликованных на официальном сайте администрации Ртищевского района. Это точно сделала, и не однажды, начальник финансового управления администрации М. А. Балашова – ее компетенции в вопросах формирования, корректировки и документального исполнения бюджета неоспоримы. Думаю, что если бы кто-то еще из присутствующих (за исключением официальных лиц, присутствующих «по должности») все-таки имел представление о том, что будут обсуждать, то хоть какие-то вопросы у них бы возникли. Но увы! Текст документа был только у М. А. Балашовой и у меня. «Я надеюсь, что кто-то посмотрел этот сложный документ хотя бы из общего интереса», - сказала Марина Александровна. И ее можно было понять – всегда проще объяснять тому, кому пусть немного, но интересно слушать.

Начальник финансового управления довела до сведения собравшихся, что основным источником жизни для нас с вами будет помощь из областного бюджета, а направлены они будут на решение социальных вопросов, «подведомственных» местной власти: культура, образование и т. д. Сотни миллионов складывались в красивый пазл будущего благополучия: при запланированных собственных доходах в 179 с небольшим миллионов рублей и безвозмездной помощи от других бюджетов в еще 778 миллионов 877 тысяч 600 рублей на те расходы, которая власть считает необходимыми, нам надо еще 11 миллионов рублей. И если они на нас не выпадут из неведомого рога изобилия, то именно столько руководители района планируют занять под проценты.

Осилив почти 200 страниц финансового документа и имея опыт финансовой деятельности только в рамках своих семьи и индивидуального предпринимательства, расскажу о вопросах, которые у меня возникли, и на которые мне квалифицированно ответила финансист администрации.

- В 2020 году бюджетом запланировано собрать 11 миллионов 700 тысяч рублей единого налога на вмененный доход и еще 100 тысяч рублей с тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность на основании патента. Суммы, запланированные к сбору на 2021 год, еще больше. При этом с 2020 года ЕНВД как система налогообложения запрещается при торговле товарами, подлежащими маркированию (лекарства, обувь, меховые изделия, шины, алкоголь, табак), а с 2021 года вообще прикажет долго жить. Каким же образом администрация планирует получать доход от выплат ЕНВД? Или при его отмене в России он останется в Ртищевском районе?

- Никаких изменений в налоговом кодексе у нас нет и не ожидается. Доходы от ЕНВД упали с 18 миллионов рублей при введении онлайн касс. Сейчас же налоговая инспекция никаких изменений до нас не довела. Значит, никаких изменений не ожидается.

УТОЧНЯЕМ для тех, кто еще не в курсе. Закон №325-ФЗ от 29.09.2019 вступает в законную силу с 1 января 2020 года. Удивительно, что о самой больной на сегодняшний день теме бизнес-сообщества, с которым администрация, судя по их отчетам на своем сайте, регулярно проводит результативные встречи, наши руководители до сих пор не знают. А раз они о ней не знают, значит – ее нет.

- Согласно Приложения 2 к проекту бюджета, субвенция областного бюджета на ремонт пустующего жилья детей-сирот составит 59 тысяч 800 рублей. Предусмотрено ли софинансирование этой статьи из наших доходов? Ведь у нас много, к сожалению, детей-сирот, которым от их горе-родителей достается «роковое наследство» в виде заброшенных домов и квартир?

- Деньги, заложенные в наш бюджет по этой статье в прошлом году, остались невостребованными – никто из сирот не обращался с просьбой помочь с ремонтом дома, доставшегося в наследство, - сказал исполняющий обязанности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и промышленности О. Катин. – Поэтому эти деньги мы переводили на другие статьи. В настоящее время у нас нет невыполненных обращений по данному вопросу. Будут обращаться сироты – будем решать с финансированием или в запланированных объемах, или увеличивать объемы. Здесь все зависит от поступивших заявок.

СТРАННО, что раньше таких обращений было множество. Теперь они иссякли. При этом жилья для детей-сирот в Ртищево тоже давно не строится.

- Статья бюджета «Жилищно-коммунальное хозяйство» из выделенных на нее 4 миллионов 810 тысяч рублей предусматривает на капитальный ремонт муниципального жилья всего 1 миллион рублей. Учитывалось ли при формировании этой суммы количество квадратных метров жилья, находящегося в муниципальной собственности? Есть ли сметы, составленные, например, по результатам обращений проживающих в муниципальном жилье людей к главе района?

- Это тоже не окончательная сумма. У нас есть реестры муниципального жилья. Суммы закладываются и по городу, и по району. Например, в этом году были выполнены все просьбы обратившихся. Но это были мелкие суммы.

УДИВЛЯЮСЬ! Моя соседка-пенсионерка, воспитывающая внука-сироту и проживающая вместе с ним в муниципальной квартире на втором этаже без удобств, рассказывала, что просила трубу отремонтировать  она много лет разрушается, а отопление в нашем без преувеличения столетнем доме – автономное. Смотрю на трубу – никто ее за год не отремонтировал. Неправду говорит, что ли? В смысле, соседка?

- В бюджете, который, по словам М. Балашовой, формируется по программному принципу (т. е. деньги выделяются на программы) есть программа «Обеспечение населения доступным жильем». На нее выделено 3 миллиона 810 тысяч рублей. Из них 3 миллиона 700 тысяч рублей – на модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения. Оставшиеся 110 тысяч рублей планируется потратить на техническое обслуживание систем газораспределения и газопотребления. Таким образом, непосредственно на «обеспечение населения доступным жильем» не предусмотрено ни копейки. Это просто название программы такое красивое?

- Деньги, которые предусмотрены на модернизацию, будут потрачены в сельских поселениях. Вторая часть средств тоже будет истрачена на те цели, которые заявлены. Поэтому «Обеспечение доступным жильем» - это просто название программы.

- В 2020 году планируется потратить на культуру и кинематографию в Ртищевском районе 800 тысяч рублей. Все они будут потрачены на одно единственное мероприятие – разработку проекта охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, в котором учился Герой Советского Союза Калинкин Б. Т. 1969 г. по адресу: г. Ртищево, ул. 60 лет Октября». 800 тысяч рублей – только разработка проекта! Насколько оправдана такая трата?

- Это территория, прилегающая к Дому детского творчества «Гармония». В настоящее время площадь охранной зоны такова, что проживающие в этом районе люди не могут продать своих домов или иным способом улучшить свои жилищные условия – их дома оказались в охранной зоне. Поэтому фактически эти бюджетные средства будут потрачены для того, чтобы люди могли беспрепятственно пользоваться своими правами как собственники недвижимости.

ИНТЕРЕСНО, кто же раньше определил границы охранной зоны так, что на протяжении уже многих лет собственники расположенных в округе домов обивают пороги чиновников, тщетно пытаясь продать свое жилье? Неужели еще при «царском режиме»? И какое отношение имеет к кинематографии в Ртищевском районе проект охранной зоны на ул. 60 лет Октября? Тоже просто называется.

- На развитие, модернизацию и обеспечение функционирования официального сайта органов местного самоуправления Ртищевского муниципального района предусмотрены 90 тысяч рублей. На эти же цели были предусмотрены средства и в прошлом году. Однако сайт, стандартный для все районов, выглядит из года в год одинаково…

- В этой сумме нет заработной платы. Это только будут оплачиваться статьи.

- Второй год в бюджете района предусмотрено приобретение мобильных заградительных ограждений (барьеров) в рамках мероприятий по предотвращению совершения террористических актов и иной противоправной деятельности в местах с массовым пребыванием людей, обеспечения безопасности граждан и охраны общественного порядка при политических, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий на 100 тысяч рублей. В этом году на такую же сумму были приобретены мобильные заградительные барьеры. Их не хватило? Нам нужны еще барьеры?

- В этом году по этой программе был приобретен мощный системный блок для МО МВД РФ «Ртищевский», который позволяет в режиме реального времени дежурному отдела полиции видеть картинку со всех камер наблюдения. Это обошлось в 60 тысяч рублей. И заградительные барьеры тоже приобретались на 101 тысячу рублей. На следующий год запланировано купить еще.

НЕДОУМЕВАЕМ: кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы ртищевских артистов фанаты рвали на сувениры? От чего еще могут помогать такие барьеры? Или это выступающих чиновников от нас отгораживать будут?

- Бюджет предполагает финансирование муниципальной программы «Содействие занятости населения Ртищевского муниципального района Саратовской области» в размере 61 тысячи рублей. Основное мероприятие – «трудоустройство граждан, ищущих работу и безработных, в том числе создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказания, военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей). Все деньги предполагается пустить на осуществление этого мероприятия. У Центра занятости населения не хватает средств на осуществление своих полномочий?

- Мы ежегодно предусматриваем в бюджете средства на временное трудоустройство несовершеннолетних в период летних каникул. Мы компенсируем затраты на заработную плату тем организациям, которые берут их на работу. Например, той же библиотеке. Это не средства на выполнение полномочий Центром занятости.

УТОЧНЯЕМ: На организацию трудоустройства несовершеннолетних граждан все тем же бюджетом предусмотрено всего 16 тысяч рублей, а вовсе не 61 тысяча. Директор Центра занятости населения г. Ртищево – Макогон О. Л., муж главы администрации района. На сайте этой организации одной из возложенных на нее задач названо содействие в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Кстати, по линии управления образования предусмотрено еще 130 тысяч рублей на «обеспечение временной трудовой занятости подростков общеобразовательных организаций в летний период».

- Бюджетом на 2020 год предусмотрено летнее содержание автомобильных дорог (1 миллион 420 тысяч рублей) и зимнее содержание автомобильных дорог (1 миллион 600 тысяч рублей). Разница между этими суммами невелика, если учесть зимний расход топлива и виды работ. Вы не находите?

- Здесь очень многое будет зависеть от погоды. Это прогнозно ожидаемые расходы. Например, в этом году нами на ноябрь уже были заложены средства на вывоз снега в ноябре. Сейчас ноябрь, а снега нет. Если будет необходимость, то будем увеличивать финансирование.

- То есть и эти цифры – лишь приблизительные и ничего не значат?

20191129 budget1

20191129 budget1
- Они приблизительные.

- На диагностику (!) двух (!) мостов в Ртищевском районе запланировано потратить 6 миллионов 671 тысячу 500 рублей. Мост в Сердобском проезде и в с. Холуденовка – не Бог весть какие гидротехнические сооружения. Неужели только их диагностика, без смет и ремонтов, стоит более шести с половиной миллионов рублей? Или все-таки это с ремонтом?

- Нет, никаких работ, кроме диагностики, в эти суммы не заложено. Надо понимать, что когда мы объявляем торги на проведение диагностики моста и заявляем сумму в два миллиона рублей за выполнение этой работы, то желающих просто не находится. Может быть, на эту сумму желающие будут. Может быть, их будет несколько и тогда в результате торгов сумма снизится.

ИНТЕРЕСНО, что же это будут за бизнесмены, которые без конкуренции за 2 миллиона работать не хотят, а с конкуренцией готовы ту же работу за миллион сделать. Посмотрим, почём сторгуются.

- Доплаты к пенсиям муниципальным служащим (это бывших чиновников) запланированы в размере 1 миллиона 465 тысяч 500 рублей. Сколько человек на сегодняшний день получают эту льготную поддержку?

- Я не скажу сейчас, сколько людей получают доплату к пенсии за муниципальную службу. Но у всех, кому она положена, она есть. Это определено законом. У нас она не индексируется уже много лет.

ПРОСТО было любопытно, сколько рублей из дефицитного бюджета каждый месяц получают те, кто непосильным трудом…

- Кстати, 3 миллиона 200 тысяч рублей предусмотрено на компенсацию стоимости путевок в детский оздоровительный лагерь «Ясный». Часть из них пойдет, конечно, на компенсацию малообеспеченным семьям. А часть – все тем же чиновникам и бюджетникам?

- Вы же знаете, что есть соответствующие положения и распоряжения. Так было всегда. Работники бюджетной сферы оплачивают по схеме 95%/5%.

- На осуществление мероприятий по подпрограмме «Одаренные дети Ртищевского муниципального района» предусмотрены 64 тысячи 400 рублей. На обеспечение участия детей в областных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, юношеских чтениях – 18 тысяч рублей. При этом на участие в конкурсах, в том числе – всероссийских, взрослых артистов и коллективов из отдела культуры и кино – 1 миллион 275 тысяч рублей!  На ваш взгляд, кто перспективнее – талантливые дети или те, на кого запланировано больше миллиона рублей?

- Это внутренний вопрос отдела культуры и кино и управления образования. Мы просто распределяем бюджетные деньги по программам. И снова повторю: это приблизительные суммы, они могут меняться в зависимости от обстоятельств и фактических расходов. Никто еще в ущерб себе не съездил. Но вообще это вопрос к отделу культуры и кино, основному распорядителю этих средств.

- На целевую подготовку студентов  в системе высшего образования с выплатой стипендии в размере до 1000 рублей с 4 курса заложено 10 тысяч рублей. Вы думаете, такие суммы будут способствовать формированию положительного имиджа района? Аналогичная трата – единовременная выплата подъемных специалистам с высшим и средним специальным образованием (основное мероприятие – решение жилищных вопросов для молодых специалистов), предусматривающая финансирование в 50 тысяч рублей.

- Может быть, будут те, кто заинтересуется. К нам приезжают молодые специалисты. Специфиа формирования бюджета такова, что мы должны разработать программу и предусмотреть ее финансирование. Пусть даже в 10 тысяч рублей. Будет потребность потратить 30 – будем изыскивать и добавлять 30.

МАТЕМАТИКА: по одной тысяче рублей в месяц на одного человека с сентября по июнь – это как раз все 10 тысяч.

- Финансирование муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ртищевском муниципальном районе» предусматривает расходы в 10 (Десять!) тысяч рублей на весь (!) 2020 год! Это серьезно?!

- Да. У нас есть такая программа. И она должна быть. Но мы не можем не заложить на нее денег – это нарушение закона, на которое немедленно обратит внимание прокуратура. Поэтому мы заложили средства. Конечно, это не сумма для гранта или какой-то помощи. На них мы, возможно, будут пригласительные, какие-то буклеты, листовки.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.

- В бюджете есть такая статья расхода – стипендия Главы администрации Ртищевского муниципального района лучшим обучающимся года. Расход по ней вроде бы небольшой – всего 20 тысяч рублей. Но, если это не деньги главы администрации, то почему честно не назвать их материальной помощью из бюджета? А если это стипендия конкретного человека на должности, то разве это не должны быть его личные деньги?

- Эта стипендия существует около десяти лет. Ее дает глава из средств районного бюджета. Депутаты с этим согласны.

НЕ ПОНИМАЮ: почему личный пиар конкретного человека – из наших денег? Все мы за чужой счет добрые. Некоторые – даже за свой. Если не по средствам (все-таки 20 тыщ от семьи оторвать) – не понтуйся. А если без этого никак – то и плати «из тумбочки». Я не права?

- На комплектование библиотечного фонда район получит 100 тысяч рублей. На организацию и проведение мероприятий, направленных на популяризацию чтения и библиотечного дела – еще 500 тысяч рублей. Мне кажется, что это противоречит здравому смыслу – на сами книги при их нынешней стоимости выделяется в пять (!) раз меньше денег, чем на попытки привлечь читателей в библиотеки. Будут книги – будут и читатели. А как же привлечь людей, тем более – детей, не имея современной литературы?

- Это – субсидия областного бюджета, то есть мы ее расходуем так, как того требует тот, кто предоставил субсидию. Здесь изменить ничего нельзя. За счет областного бюджета в библиотеки установили высокоскоростной интернет, а теперь на его обслуживание средств не выделяется. И расходы в размере около ста тысяч рублей ежемесячно легли на бюджет отдела культуры.

 

Около часа я задавала вопросы. Отвечала на них, в основном, М. А. Балашова, которой я и, думаю, читатели, благодарны за терпение и профессионализм. Еще в начале этого разговора присутствовавшая глава районных депутатов Н. Агишева попробовала прервать нашу беседу, заявив, что вопросы у меня однотипные и с ними пора заканчивать – может, еще кто спросит. Но никто спрашивать не вызвался, я настаивала на продолжении и никто, спасибо всем, возражать не стал.

Теперь просто цифры, которые вы сможете оценить сами уже на фоне услышанного.

2 тысячи рублей – на муниципальные олимпиады, три тысячи – на «поддержку и поощрение одаренных детей – победителей олимпиад, одна тысяча четыреста рублей – на проведение конкурсов для дошкольников, по 10 тысяч рублей – на выпускной вечер, конкурсы детского творчества, 9 тысяч – на проведение совещания работников образования, три с половиной тысячи – на Последний звонок, 8 тысяч – на День учителя и День дошкольного работника. 670 тысяч рублей – на содержание газеты «Перекресток России» (и как мы с 1993 года живы? и почему они так не могут?). Меры социальной поддержки почетных граждан – 154 тысячи 500 рублей (сколько там на талантливых детей было, даже если все сложить?). На все сельское хозяйство и рыболовство района – 97 тысяч 300 рублей. Полмиллиона рублей – на популяризацию народного творчества.

На 480 тысяч рублей будут приобретены остановочные павильоны для сел. На создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях потратят 188 миллионов 880 тысяч 500 рублей. Все они пойдут на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества муниципальной собственности.

Один миллион 700 тысяч рублей получит пассажирский перевозчик в рамках предоставления субсидий на осуществление транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам в границах Ртищевского муниципального района.

Доходная часть бюджета в будущем году пострадает от того, что не все штрафы, собранные на территории района, будут поступать в его доходы, как это было раньше. Теперь если вас оштрафует, например, полиция, то и сумма будут зачислена в федеральный бюджет (МО МВД РФ «Ртищевский» - структура федерального подчинения). Предположительно, из-за этого новшества местный бюджет недосчитается 2 миллионов 700 тысяч рублей.

Общая сумма средств, запланированных на избавление от первой из двух российских бед, на дороги, составит почти 44 миллиона рублей (20.969.400 – областных денег и почти 23 миллиона – местных).

Десять миллионов 211 тысяч 700 рублей потратит власть на обеспечение постоянной круглогодичной связью сельских населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием. Из них за счет средств муниципального дорожного фонда – 0 (ноль).

При дефиците, т. е. нехватке, в бюджете 11 миллионов рублей расходная часть содержит оказание поддержки Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». Размер – 145 тысяч рублей. Вот такие мы щедрые! Помощнички…

Замечу, что председатель постоянной депутатской комиссии по бюджетно-финансовой политике, экономическому развитию, инвестициям и агропромышленному комплексу района В. Юлин на публичные слушания не явился, хотя заявлен был. «Фермеры (а В. Юлин ведет деятельность в Макаровском муниципальном образовании) – в поле», - объяснила его отсутствие глава депутатского корпуса Ртищевского района Н. Агишева. Жаль. Очень хотелось бы услышать его мнение о том бюджете, который они, хочется верить, на комиссии подробно обсуждали и свои изменения вносили. Да и в поле сейчас уже и мышей не найдешь…

Меньше всего дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году на территории Ртищевского района получит Октябрьское муниципальное образование. Расчет этих сумм производится в зависимости от численности населения, проживающего на территории.

В объявлении о проведении публичных слушаний по бюджету, опубликованном на официальном сайте администрации Ртищевского района, было указано, что Аргументированные замечания и предложения по указанному проекту решения заинтересованные лица могут направить не позднее 10 часов 00 минут 27 ноября 2019 года в финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района в письменном виде по адресу: г. Ртищево, ул. Красная, д. 6, к. 34, в электронном виде – по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Естественно, что меня заинтересовал вопрос, каким законом или другим нормативно-правовым актом определено время подачи письменных предложений, которое ограничивает время подачи письменных замечаний на почти 200-страничный документ фактически четырьмя рабочими днями?

НЕТ ТАКОГО ДОКУМЕНТА. ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО НЕЗАКОННО. И это подтвердила присутствовавшая на публичных слушаниях юрист администрации И. Совцова! ЭТО БЕСПРЕДЕЛ! А все, кому это нравится, молчите дальше!  

Сотрудники библиотек рекомендовали депутатам принять проект бюджета.

Н. Скрябина