Хутор Березовый Ртищевского района – населенный пункт, известный немногим местным жителям. Однако на этой неделе он обрел как минимум региональную славу.
15 октября на рабочей группе, а затем – на заседании аграрного комитета Саратовской областной Думы был представлен проект государственной программы Саратовской области «Комплексное развитие сельских территорий». Одна из ее частей предусматривает строительство и ремонт дорог, ведущих к тем или иным населенным пунктам. Так вот из Ртищевского района в эту программу попала дорога к хутору Березовому, расположенному примерно в четырех километрах от пос. Первомайский.
Представитель регионального минсельхоза Владимир Тарабрин, представляя депутатам программу, сообщил о планах строительства дороги к хутору Березовому протяженностью 4,6 км за 195 млн рублей. То есть каждый километр дороги может обойтись бюджету, а, значит, нам как налогоплательщикам, в 42 миллиона (!) рублей.
Эти фантастические суммы привлекли внимание депутата А. П. Санинского. Он справедливо возмутился выделением космической по меркам Ртищевского района суммы на строительство дороги к бесперспективному населенному пункту, который ему хорошо известен.
- Вы хотите за 195 миллионов, по 40 миллионов за километр, дорогу к коровнику, где два человека проживают! – выразил свое негодование депутат.
В. Тарабрин, скорее всего, никогда не бывавший на хуторе Березовый, парировал:
- В Березово 200 человек проживает.
- Я гарантирую, там меньше ста человек проживает. Через несколько лет там людей не будет! – не сдавался А. П. Санинский.
При этом в пояснительной записке к проекту, подписанной главой администрации Ртищевского района С. В. Макогон, говорится о 135 жителях хутора Березовый, среди которых – 17 школьников, нуждающихся в подвозе.
А по официальным данным, опубликованным на сайте Салтыковского муниципального образования, к которому и относится и хутор Березовый, в нем на 1 января 2019 года проживало 87 человек.
Под письмом председателю комитета по аграрным вопросам, земельным отношениям, экологии и природопользованию Саратовской областной Думы Н. И. Кузнецову, в котором изложена просьба о строительстве дороги, инициаторы проекта собрали 48 подписей.
Возникает логичный вопрос: откуда берутся и зачем появляются «мертвые души» в Березовом?
Стоимость запланированной дороги действительно впечатляет. И я решила отправиться на хутор Березовый, чтобы своими глазами увидеть направление, которое достойно таких вложений.
От пос. Первомайский к хутору ведет отсыпанная щебнем дорога. Это о ней saratovnews.ru сообщали еще в декабре 2018 года в материале «Базовое хозяйство и село - единое целое», автор - Надежда Барсукова: «От посёлка построили щебёночную дорогу к будущему животноводческому комплексу». Назвать ее плохой или, тем более, непроезжей язык не повернется. Вполне себе нормальная дорога, на которой мы после дождя встретили и сельскохозяйственную технику, и легковые автомобили.
Сам населенный пункт состоит из двух частей. Справа на месте старых домов растут новые каменные дома коттеджного типа – видимо, село ждет новых жителей. Часть из них незаселена.
Левую часть вполне можно назвать исторической. Здесь жилье постарше. Местный житель, пенсионер, рассказал нам о том, что в новые дома заселят рабочих с расположенной недалеко фермы, принадлежащей АО «Ульяновский», или механизаторов. Потому что дома, по его словам, строит хозяйство. Спросила я собеседника и о количестве жителей. Он ответил, что людей на хуторе живет не много, человек семьдесят, меньше ста – точно.
Кстати, в этом году к депутату А. П. Санинскому за материальной помощью обращался житель с. Барабановки Васильев. В процессе оформления документов оказалось, что прописан он на х. Березовый. Но очень давно там не проживает и в наличии дома, в котором прописан, очень сомневается. Интересно, сколько еще таких жителей среди официально указанных на сайте 87?Кстати, о новых домах. Все та же государственная программа программы Саратовской области «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривает компенсацию строительства жилья, предоставляемого жителям сельских территорий по соцнайму. Программа предполагает строительство жилья на условиях софинансирования — 80% из областного бюджета, 20% - либо средств муниципального образования, либо средств сельхозтоваропроизводителя. То есть теоретически фермер может построить жилье без ущерба для своего бюджета или бюджета своего хозяйства, целиком оплатив его за счет налогоплательщиков? При этом жилье будет его собственностью и предоставлено его работникам на условиях социального найма (то есть во временное пользование) с правом выкупа через 5 лет.
Итак, главным остался вопрос: кто и зачем вводит в заблуждение областных депутатов, «увеличив до нужного» количество жителей х. Березовый?
Недавно я возвращалась на автомобиле из столицы через п. Беково. Дорога в с. Курган Ртищевского района – это просто катастрофа. До отремонтированного участка у с. Урусово «ковыляли», кажется, несколько часов. В Кургане число жителей – 123, в находящихся на этой же дороге Нижнем Голицыно – 45, Свищевке – еще 16. При этом эта дорога ведет в соседнюю область и к самому популярному у ртищевцев пляжу на Хопре. И уж этой дорогой точно пользуется гораздо больше автовладельцев, чем дорогой на х. Березовый. Думаю, что есть здесь маршруты как школьного, так и регулярного пассажирского автобусов. Но автомобилистам, да и всем остальным налогоплательщикам тоже, предлагают заплатить за 4 километра к х. Березовому.
Чем интересы немногочисленных жителей х. Березовый или чьего-то бизнеса приоритетней и важней для государства интересов жителей целого направления (кстати, весьма перспективного в плане развития такого популярного в последние годы местного туризма) Урусово – Нижнее Голицыно – Курган – Свищевка? Почему руководство района сделало такой выбор?
Думаю, ответ можно поискать в той же пояснительной записке к проекту дороги, подписанной главой Ртищевского района С. В. Макогон:
«В настоящее время на территории хутора при поддержке Губернатора Саратовской области реализуется инвестпроект «Строительство молочно товарной фермы на 600 голов со сроком реализации 3 года (2017г. -2020г.). Инициатором проекта является АО «Ульяновский». Планируемая стоимость инвестпроекта 200 млн рублей. (Почти столько же будет стоить дорога к ферме – прим. ред.). Строительство комплекса осуществляется за счет собственных вложений, без привлечения кредитных денежных средств».А. П. Санинский выразил надежду на то, что вопрос со строительством «золотой» дороги будет пересмотрен: «Сейчас перед нами стоит задача максимально придать этот вопрос огласке и добиться пересмотра включения в программу именно этой дороги. Недостоверность представленных сведений – веская причина для того, чтобы разобраться в этом вопросе подробнее. Я хорошо знаю Ртищевский район. Есть населенные пункты, которые куда более остро нуждаются в подобной помощи».
В завершение этой пока еще незаконченной истории с «мертвыми душами» и «золотыми километрами» привожу актуальную цитату из выступления на праздновании Дня работников дорожного хозяйства 17 октября 2019 г. Председателя Государственной думы Вячеслава Викторовича Володина:
«… приведу несколько цифр: в Пензенской области стоимость содержания региональных дорог - 236 тысяч рублей в год за километр. В Саратовской области - 397 тысяч рублей за километр. …. Вопрос: у вас совесть есть? Коллеги, вы что делаете?»
Н. Скрябина.