Новый учебный год порадовал не только измерением температуры детей, сумбурным расписанием уроков и отсутствием горячего питания. В этом году в Ртищево впервые приехали участники программы «Земский учитель».
Инициатива создания программы озвучена Президентом России В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года. Программа «Земский учитель» разработана с целью улучшения кадровой ситуации в школах сельской местности. В конкурсе мог участвовать любой учитель, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, отвечающий квалификационным требованиям или профессиональным стандартам. Заявка на трудоустройство подается в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя с учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Прием заявок закончился 15 апреля 2020 года.
Затем проходила экспертная оценка документов и формирование рейтинга претендентов по каждой вакансии.
В состав комиссии входили представители министерства образования области, института развития образования, педагогического общества и Профсоюза образования. К участию были допущены 62 претендента. В результате конкурсного отбора был сформирован список победителей из 34 претендентов, набравших максимальное количество баллов на каждую вакансию, так как бюджетом Саратовской области предусмотрено именно 34 миллиона рублей на единовременные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо города Саратовской области с населением до 50 тысяч человек.
Таким образом, наш город должен был стать одним из самых желанных мест для переезда педагогов, так необходимых в наших школах – имеет население до 50 тысяч, и все же – город.
Сайт администрации Ртищевского района предполагал, что земские «закроют» в районе девять вакансий. Приехали трое. Об их квалификации мы можем судить по информации из открытых источников.
Н. А. Пролетарская приехала из г. Энгельса, чтобы учить детей истории и обществознанию в средней школе №4. У педагога – первая квалификационная категория и более 20 лет педагогического стажа.
Двое других земских учителей – семья, муж и жена Шуриновы. Юрий Кадырбулатович будет преподавать физику в средней школе №2. Последний год он работал директором школы в селе «Путь Ильича» Николаевского района Волгоградской области и там же преподавал ОБЖ. Педагогический стаж – 13 лет, квалификационной категории нет (это – одна из иллюстраций «жесткого отбора» конкурсантов). Возраст учителя – 40 лет. Его супруга, Динара Мукитовна, моложе мужа на 4 года, закончила тот же Волгоградский социально-педагогический университет. Она – член партии «Единая Россия», депутат местного сельсовета. Открытые источники сообщают о ее лидирующей позиции в религиозной организации мусульман села «Путь Ильича» Николаевского района Волгоградской области. Что касается профессиональной деятельности, то сведений о присвоенных ей квалификационных категориях нам найти не удалось, как и о профессиональной переподготовке. Последнее место работы - сельский детский сад, должность – заведующая. В нашем районе педагог будет вести уроки в начальных классах школы п. «Ртищевский».
«Общественная палата провела опрос потенциальных участников программы «Земский учитель». Более половины опрошенных заявили в интервью, что решающим стал для них в этой теме денежный фактор. А портрет тех, кто готов переехать в сельскую местность по этой программе, не особенно порадовал участников слушаний в ОП, которые собрались для обсуждения данной темы», - сообщают наши коллеги из «Независимой газеты».
В Саратовской области участники программы при переезде в срок до конца этого года получат по одному миллиону рублей. Таким образом, закрытие трех вакансий в Ртищевском районе обойдется регионалам в три миллиона рублей. Предполагается, что, получив их, педагоги должны будут отработать на новом месте не менее пяти лет (оставив дома семьи, жилье, имущество, друзей и хорошую работу...). Время покажет. Зарплату, конечно, они при этом тоже будут получать. Вопрос социальной справедливости по отношению к тем, кто учит наших детей десятилетиями и имеет куда как более внушительные списки достижений, ответа не требует, все и так ясно. Чтобы получить все тот же миллион, наши педагоги должны поехать не менее чем за 200 км от сегодняшнего своего места работы. Например, в Николаевский район работать учителем ОБЖ, пока не вернется директор школы...
Более 100 лет назад программа с таким же названием уже существовала в России. Правда, мотивация переезжающих была другой. Тогда интеллигентные и материально обеспеченные люди ехали в глубинку, чтобы проводить ликбез в массах. Ехали, разумеется, по зову сердца, проникнутые идеями и стремясь быть полезными.
Теперь же главный мотив «земцев», как показали опросы ОП, – преимущественно деньги. 52% опрошенных назвали финансовое поощрение как главный мотив участия в программе. Треть на первое место ставит возможность приложения профессиональных знаний. По 20% отметили сопричастность важному государственному делу и также свой карьерный рост, - добавляет «Независимая газета».
А может программа «Земский учитель» и наберет обороты, приведет в школы креативную, свободную, яркую педагогическую смену учителям предыдущих поколений, которые передадут им опыт и умения. И сбудется мечта ртищевских педагогов, озвученная на пленарном заседании образовательного форума в конце августа (старое название - августовский педсовет), обозначенная в теме форума «Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (Управление общего образования администрации Ртищевского района). Орфография и пунктуация источника в цитате сохранены!
Н. Скрябина