18 февраля, к концу рабочего дня в магазин зашли молодые мужчина и женщина. Продавцу мужчина сказал, что они «из администрации» и показал удостоверение. Впрочем, как зовут молодого человека и как называется его должность, продавец заметить не успела – знакомство с его удостоверением было мимолетным и издалека.
Не дав девушке опомниться, мужчина попросил предоставить ему и его спутнице документы «для общего доступа» и сказал, что они будут переписывать из них сведения.
И вот тут – первое отступление. Когда-то продавец – это была профессия, которой выпускники с неполным средним образованием учились в ПТУ 3 года, а получившие полное среднее образование – от полугода до девяти месяцев. Еще в советской торговле были профессиональные товароведы (время обучения – 3 года в техникуме Советской торговли или пять лет в институте), которые тоже часто работали продавцами. Сейчас, когда претендентке на должность задаешь вопрос: «Где вы учились на продавца?», - в ответ получаешь в лучшем случае удивленный взгляд: «А че этому учиться-то?». При этом курсы по обучению специалистов до сих пор существуют.
В нашем случае продавец повел себя профессионально. Она тут же достала из тех самых «документов общего доступа» контрольный журнал и попросила непрошенных гостей сделать в нем запись, отметив, кто они, из какой организации пришли и на каком основании требуют документы для переписывания. Ведь смотреть документы из так называемого Уголка потребителя имеет право каждый покупатель. Но в случае, если он – покупатель. Если же он представляется официальным лицом с должностью и собирается у вас что-то переписывать, то это совсем другой коленкор.
Видимо, гости об этом знали. Но добиться своего все же попробовали еще раз. Однако продавец была неумолима: все переписывания данных с документов – только после регистрации визита в Контрольном журнале. Для уточнения правильности своих действий она перезвонила руководителю. Убедившись в своей правоте, девушка за прилавком смогла отстоять законное право на нераспространение персональных данных. Но кому и зачем они были нужны? Ведь любой контролирующий орган, имеющий право получать копии подобных документов, делает это вполне официально в рамках, установленных законами страны.
Утром следующего дня мы получили информацию непосредственно от сотрудника администрации Ртищевского муниципального района - заведующей сектором по торговле и развитию малого и среднего предпринимательства Т. И. Лукьяновой. Татьяна Ивановна пояснила, что в настоящее время сотрудники администрации могут осуществлять контроль ТОЛЬКО посредством визуального осмотра. Никаких записей с документов сотрудники не делают, копий не снимают. Кроме того, заведующая сектором ответственно заявила, что никаких сотрудников из администрации во вторник, 18 февраля, с проверками к предпринимателям не ходило.
Получается, что вечером в магазин нагрянули мошенники? Кстати, Т. И. Лукьянова тоже сочла такое предположение вполне вероятным. Если кто-нибудь знает, что это было - звоните в редакцию. Попробуем разобраться.
И еще – мелочь. Больше времени, чем у заведующей сектором, я провела на пропускном пункте в администрацию, пытаясь попасть в эту обитель чиновников. Процедура выяснения, к какому специалисту мне надо, зачем и готов ли он меня сейчас принять привела к созданию целой очереди из предпринимателя и адвоката. Кстати, их, пришедших позже, пропустили раньше. Наверное, потенциально они представляют для обитателей кабинетов меньшую опасность, чем я? Превратили официальное учреждение в частную баню, куда просто невозможно попасть. Читайте первоисточник, каковым для Вас должен быть Президент России В. В. Путин. «Никогда не допускать высокомерного отношения, неуважения к гражданам - ни в словах, ни в действиях… Я прошу помнить об этом всегда", - сказал он в Послании Федеральному Собранию ровно год назад. Пересмотрите, господа чиновники, систему пропуска в учреждение, в котором вы все сидите, чтобы быть полезными нам, людям.
Н. Скрябина.