Подходит к концу 2018 год. Согласно действующему законодательству, глава Ртищевского района обязана будет отчитаться о результатах своей деятельности за прошедший год.
К сожалению, только перед депутатами. Так прописано в Уставе района. Но это, скорей всего, произойдет, в январе-феврале 2019 года. Понятно, что депутаты района единогласно оценят ее работу как положительную. Интересно было бы знать, а как бы оценили ее деятельность за прошедший год, сами ртищевцы? То есть, если провести опрос населения, то какую оценку они бы поставили? Помню, в свое время, Ермолаев А. В. на своем сайте «Наведем порядок в ЖКХ» изгалялся над Санинским А. П. и депутатами района, проводя опрос и имея возможность подтасовывать результаты рейтинга. А сегодня что, слабо, Александр Васильевич, выяснить рейтинг действующей районной власти? Но это вопрос его совести, а мне хотелось бы рассмотреть деятельность главы района за прошедший год, она нас больше интересует. И попробуем вспомнить, что она существенного сделала для района, а чего - не смогла?
Анализируя ее первые шаги в должности главы района и проделанную ею работу за 2018 год, можно сделать следующие выводы, позволяющие объективно оценить ее деятельность и упущенные возможности.
1. Начала она с того, что порвала все предыдущие дружеские отношения с предыдущим главой района - Санинским А.П. Не уверен, что она это сделала обдуманно. Вероятнее всего, развод был спровоцирован ее новыми «друзьями». Не буду их называть, для ртищевцев они уже стали «притчей во языцех». Но, считаю, что тем самым она, как глава района, поступила опрометчиво и не в интересах района. Район лишился поддержки областного депутата, к тому же председателя думского комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики и возможности лоббирования интересов района в выделении дополнительных дотаций из областного бюджета, а также участия в областных целевых программах. Самый последний пример: выделение нескольких миллионов Екатериновскому району на погашение долгов и неполучение Ртищевским районом на эти цели ни гроша.
2. Она уничтожила кадровый потенциал администрации района и, на мой взгляд, не смогла заменить достойными и дееспособными работниками. Стала зачищать администрацию от неугодных ей кадров. Подвергла «люстрации» начальников отделов, опытных и грамотных специалистов, руководителей МУПов, подозревая их в близости с предыдущим главой. А некоторые не выдержали ее авторитарного стиля руководства, высокомерия, профессиональную непригодность и покинули администрацию. За время ее правления «ушли» из администрации: заместитель главы, руководитель аппарата администрации – Стуенко С.Б., заместитель главы администрации – Бисеров Д.А., начальник отдела культуры и кино – Кошлакова О.Н., начальник управления образования – Тимонина Н.Ю., начальник отдела торговли – Варламова Е.В., начальники организационного отдела – Маслова Е.А. и сменившая ее Стрельникова И. В., начальник экономического отдела – Анашкина С.В., начальник отдела по промышленности, строительству и ЖКХ – Милевский В.Н. А также директор МУП «Водоканал» - Сертаков Ю.В., директор МУП «Водозабор» - Левин Н.П. Чего боялась Светлана Васильевна, избавляясь от них? Что у этих работников администрации, есть с кем сравнивать. Что было при Санинском и что стало при ней? Тем более, учитывая дефицит профессиональных кадров в Ртищеве, а также низкую зарплату в администрации, серьезную ответственность, непопулярность чиновников, из-за ненависти к ним людей, найти в городе достойную замену очень проблематично. Но, видимо, ее амбиции взяли вверх над ее разумом. Разбрасываться опытными кадрами в наше время - это безумие.
3. С особым цинизмом кое-кто считает ее умной и деловой. Но где эти умственные способности и деловые достижения? Добилась ли она в 2018 году серьезных результатов в экономике и в бюджетной сфере как глава района? Да никаких. Единственное, чем могли похвастаться, так это коровниками в поселке Первомайский. Но это заслуга Кондрашкина А.М., а не главы района. Еще приписывают ей достижения по реконструкции городского парка культуры и отдыха. Хотя, должен напомнить ртищевцам, что обновлением парка в течение двух лет занимался предыдущий глава, а последние новшества в нем произошли не благодаря Макогон, а благодаря федеральной программе по развитию парков малых городов, на которое и выделялись федеральные средства. Что очевидно, то очевидно. Однако в наше время, когда многие ртищевцы живут за гранью нищеты, им не нужны зрелища, им надо хлеба. А когда они видят, как ежедневно растут цены на хлеб, продукты первой необходимости, коммунальные услуги и т.п. Им не до праздников, ни до парка отдыха. И восприятие у них на эти цветочки, фонарики, гирлянды не совсем радостное. А беспомощность власти изменить их жизнь к лучшему вызывает у них ненависть и отвращение. Таковы, к сожалению, реалии жизни. Согласен, что за год нельзя достигнуть серьезных преобразований в экономике или социальной сфере района, но какие-то шаги в этом направлении можно же было сделать.
Учитывая то, что Ртищевский район и город Ртищево, в котором были промышленные предприятия и крупный железнодорожный узел, а также предприятия по производству и переработке сельхозпродукции сегодня, к сожалению, единственное, что от него осталось - это аграрный сектор. Поэтому аграрии района, а это фермерские хозяйства, нуждаются в серьезных инвестиционных вложениях. Таких, как строительство сахарного завода, современного элеватора, животноводческих комплексов. К сожалению, телодвижений главы в этом направлении пока не видно. Или попытаться, а я думаю, настало для решения данного вопроса подходящее время, вернуть Ртищевский железнодорожный узел из Юго-Восточной дороги в Приволжскую железную дорогу. Так как наш узел, согласно территориальному признаку, должен подчиняться руководству железной дороги Саратовской области. И налоги от деятельности Ртищевского узла должны поступать в местный и областной бюджеты, а не, как сейчас, в Воронежскую область. Тогда многие проблемы железнодорожников и города можно было бы решить. Кроме того, учитывая, что город Ртищево является городом с монопольной железнодорожной инфраструктурой, он бы мог иметь статус моногорода. Именно тогда возникали бы предпосылки для формирования статуса Территории опережающего развития (ТОР). Это позволило бы сформировать условия, благоприятные для привлечения федеральных инвестиций и обеспечить развитие социальной и экономической сферы Ртищевского района.
К счастью, у нас в районе все есть для развития экономического потенциала: плодородная земля, леса, озера, прекрасная река Хопер, пока еще железнодорожная станция, крепкие фермерские хозяйства. Нет только настоящего менеджера районного уровня. Она с этой ролью не справится, не ее это уровень. Для руководителя такого уровня необходимо иметь более системный анализ с целью определения наиболее эффективных решений в области городского хозяйства и социальной сферы. Но выращенная когда-то в партийной колбе, она и предназначена была для партийной работы. Здесь она была бы на своем месте, но на должности главы района она слаба. Не ее это, не ее!!! И сидеть на должности главы в предвкушении благостных перемен - пустая трата времени и упущенных, для района, возможностей.
4. Теперь о бюджете района, который является кровеносной системой его жизнедеятельности. Сегодня так устроена жизнь, что все решают деньги. Их надо либо зарабатывать, либо «доставать». Ни того, ни другого у главы не получается. Как было у нас в бюджете за последние пять лет собственных доходов в пределах 150-170 млн.р., такой же уровень запланировали на 2019, 2020 и 2021 годы. Вот что мы сами сможем заработать. А это всего лишь пятая часть районного бюджета. Остальная часть, это порядка от 500 до 550 млн.р. дотации, субвенции и субсидии из областного бюджета. Это то, что мы выпрашиваем на покрытие своих расходов.
Таким образом, в бюджетной сфере района в 2018 году и на период 2019-2021 годы ничего существенного не произошло и не ожидается серьезных изменений. Как не хватало денег району, так и не будет хватать. Бюджетная статистика очень печальна, посудите сами. Так, доходная часть бюджета планировалась на 2016 год в сумме – 616,8 млн.р., на 2017 год – 642,4 млн.р., на 2018 год – 740,6 млн.р. (к сведению, увеличение бюджета 2018 года связано с проведением выборов). На 2019 год депутаты планируют доходную часть бюджета в сумме – 723,8 млн.р., а на 2020 год и на 2021 год, соответственно, 654,1 млн.р. и 667,2 млн.р.
Отсюда вывод, что бюджетной политикой в администрации района серьезно никто не занимается. Но это дело не депутатов и не начальника финансового управления. В первую очередь, это прерогатива главы района. Она должна выходить на уровень министерства финансов области, на Губернатора, на депутатов областной Думы. Но, к сожалению, у нее нет связей ни в правительстве области, ни в областной Думе. С депутатом Санинским она уже не общается, который, кстати, мог бы привлечь дополнительные финансовые вложения в район. Но мосты к нему она сожгла «благодаря» своей амбициозности и недальновидности. Подтверждение этому тот факт, что областная Дума отказала Ртищевскому району в выделении дополнительных финансовых средств, ввиду отсутствия в бюджете района разрыва между доходной и расходной частью. То есть, не надо было нашим депутатам принимать профицитный бюджет - это когда доходная часть больше расходной части бюджета. На фоне экономической разрухи района это выглядит крайне странным. А вот руководство Энгельсского района посчитало, что ему дополнительно необходимо 692 млн.р. и областные депутаты согласились рассмотреть данный вопрос и найти в бюджете необходимые средства. Вот у них глава радеет за район, а у нас беспомощный и безинициативный.
Таким образом, за время нахождения на должности главы района она ничего ни сделала для увеличения бюджета района. Не добилась участия района в областных или федеральных целевых программах. А можно было попытаться привлечь бюджетные средства на финансирование таких актуальных для города программ, как строительство киноконцертного зала при ДК, или реконструкции стадиона «Локомотив», или строительство второго автомобильного моста через железную дорогу, или хотя бы добиться открытия железнодорожного переезда по улице 22-го партсъезда, за которым проживает почти половина жителей города. Нет у нее ни связей с федералами, ни друзей в областных структурах власти, ни местных олигархов, способных вкладываться в экономику района. Нет у нее и тех, кто помог бы ей выйти на тот уровень, где решаются такие вопросы.
Таким образом, год 2018 показал, что перспектив у Ртищевского района пока нет, и в ближайшее время не предвидится. Мне очень жаль, что район, благодаря, а не вопреки, его руководству, отстал в своем развитии, топчется на месте и потихоньку превращается в болото. И местных бизнесменов это вполне устраивает, они не принимают никакого участия в улучшении инфраструктуры района. Занимаются своим бизнесом, платят налоги и считают, что, таким образом, вносят свой вклад в копилку района. Такое положение устраивает и Макогон. Ее никто не трогает, оппозиции практически нет, а то, что район загнивает, так это не ее вина. Все районы области так живут.
Многие спрашивают меня и задаются риторическим вопросом, как долго она пробудет на должности главы? Неужели нет достойного человека заменить ее? Надеялись, что протянет до сентября этого года, а оказалось, что и не собираются ее убирать. Видимо, пока придется терпеть ее и надеяться на счастливый случай.
5. Прошедший год изменил ли ее в лучшую сторону или в худшую? Повлияла ли власть на ее характер и менталитет? По сведениям работников администрации, ее характеризуют следующим образом: придя на должность главы, она изменилась до неузнаваемости, стала очень грубой, высокомерно ведет себя с подчиненными. Имея диплом педагога русского языка, общается с коллегами, используя ненормативную лексику. Неуважительно стала относиться не только к сослуживцам, но и к простым людям. Не пунктуальна в работе. Подтверждение тому, на выпускной вечер на площади ДК, когда собралось почти пол города, ее пришлось ждать около часа, мучаясь на солнцепеке. На день работника сельского хозяйства заставила ждать людей 30 минут.
Отсутствие пунктуальности, ответственности перед людьми, нарушения элементарных правила приличия не делают ей чести. Но, видимо, это ее норма поведения и отсутствие культуры. Не зря говорят: хочешь узнать человека, дай ему власть. К тому же не блещет работоспособностью, работает мало, не трудоголик, в 18.00 часов ее уже нет на работе.
За год нахождения на должности главы ей внушили благожелатели, что у нее нет альтернативы и она незаменима. А исходили из принципа «если не Макогон, то кто?» и тем самым дали понять, что ее назначили не на год. Абсолютно идентичен принципу «если не Путин, то кто?». Но это большое заблуждение, потому как незаменимых людей нет и это аксиома. Ее сторонники прекрасно понимают, что она не представляет для власти большой ценности, но на создание другой кандидатуры уйдет много времени. Она это усвоила и ей это выгодно, поэтому она так уверена в себе и в своем пребывании у власти.
6. За год ей не удалось сформировать команду единомышленников, кто искренно верит в нее, уважает и считает ее эффективным главой. Никто из подчиненных не осмелится сказать кому-либо, что они думают о ней. Просто всем нужна работа, какая никакая зарплата и они за нее держатся. Даже единственная ее подружка замглавы Сазанова В.А., используемая ею как танк в самых авантюрных делах, так же недовольна ею. Несмотря на пробивную силу, она ничего нового не внесла в социальный блок района. Это простой исполнитель и непреданный слуга. Работающий на должности первого зама главы Баринов В.И. пока еще не оправдал возложенные на него обязанности и не показал себя многообещающим. Видимо, сказывается отсутствие у него опыта административной работы. Нет в нем и жилки управленца. К тому же, по мнению многих, он не публичный чиновник. Недавно назначенная на должность замглавы Третьякова О.А. вообще далека от возложенных на нее функциональных обязанностей. Не представляю, как она будет бороться с коррупцией и осуществлять внутреннюю политику? Не имея ни опыта работы, ни знаний специфики администрации. Вот такая команда «профессионалов». А пока они научатся работать, сменится глава, а новый глава, по аналогии кадровой политики Макогон, наберет в администрацию своих людей. Так администрация превратится в школу по подготовке бесперспективных кадров.
7. Как ей удалось остаться на плаву и в течение года сохранить мнимый авторитет и деловую репутацию? Ну, во-первых, провела «успешно» местные выборы депутатов. Назначила большинство малозначимых и не публичных депутатов. Не буду больше о выборах, напоминание о них вызывает рвотный рефлекс. Тем более о них подробно написано в статье «Выборы по-ртищевски», опубликованной на сайте «КИС Ртищево». Во-вторых, умудрилась сохранить за собой должность секретаря Ртищевского отделения партии «Единая Россия». Обновила полностью местный политсовет партии, избавилась от неблаговидных и ввела новых членов, более послушных и преданных ей. Тем самым приобрела политический вес и сохранила статус партийного лидера.
Но это всего лишь тактические шаги, чтобы удержаться у власти, а перспективных ее планов пока не видно. Что она планирует на 3-5 лет? Не хватает ни стратегии, ни дальновидности, ни помощников, мыслящих на перспективу. У нее до сих пор нет алгоритма действий, который выстраивал бы ее деятельность и карьеру. Также не видно в ней силы воли и здравого фанатизма в реализации своей миссии.
8. В 2018 году ей удалось поправить свои личные дела. Общими усилиями достроила и вселилась в новый дом. Продолжает развиваться семейный бизнес, сдаются в аренду построенные помещения и киоск. Но это обратная сторона ее жизни и не будем копаться в ее белье, и доставать скелеты в ее шкафу, их там наберется ни на одну статью. Посчитают это аморальным. К чему я затронул эту тему? Для того, чтобы показать, что глава любого уровня должен быть безупречно честен и чист, работать не на свой бизнес, а для людей и на авторитет района. Тогда народ будет уважать власть, доверять ей и надеяться на улучшение жизни. Но пока народ живет отдельно от власти, а власть - от народа. Поэтому от такой власти социальный оптимизм ртищевцев за последний год заметно снизился.
Изложенный мною анализ – это только часть общеизвестных фактов. Прошлое и настоящее ее настолько многогранны, что нельзя их уместить в одну статью. Тем более я не затронул такие еще болезненные темы города и района, как работа коммунальной службы, содержание домов и дворов Управляющими компаниями, проблемы социальной сферы: образования, культуры, спорта, проблемы сельских муниципальных образований и т.д. Но это уже будет в другом анализе.
Кое-кто сочтет эту публикацию за месть, обиду на власть. А почему бы и нет? Почему мы должны прощать нанесенную нам пощечину, подставлять вторую щеку, умалчивать, соглашаться? Во имя чего? Во имя сохранения у власти Макогон? А разве она достойна этого? Не надо молчать, надо говорить правду, вскрывать недостатки, указывать на упущения. Такую гражданскую позицию должен занимать каждый здравомыслящий человек. Тогда и власть у нас будет уважаемой и главы пользоваться авторитетом.
P.S. В конце хотел бы привести слова о предназначении власти, сказанные самым авторитетным в стране человеком: «Если нет четкого понимания, что нужно делать для развития страны (района – Авт.), нечего приходить во власть. Нечего там делать. Потому что институт власти формируют не для того, чтобы те, кто туда добрался … получали удовольствия от пребывания в каких-то креслах».
С уважением к ртищевцам, АНАЛИТИК.
Фото с сайта rtishevo.sarmo.ru