Вежливый мужчина на проходной, услышав о моей проблеме, направил в кассу. Несмотря на утренний час, женщина-кассир разговаривала как человек либо очень уставший, либо, мягко говоря, не очень любящий свою работу и посетителей. Об этом говорило и ее выразительное «Ооооой!», сопровождаемое невыносимым вздохом, но я же пришла решать проблему.
Прервав мой рассказ о документе и строгом правиле платить ежемесячно, уставшая женщина спросила, переворачивала ли я платежку и читала ли о том, что там написано. Ну, конечно, читала, но то, что там написано – никем не подписано и мало похоже на какое-то законное основание не верить тому, что указано непосредственно в платежном документе. Поэтому, заплатив по квитанции за октябрь, я или должна организации деньги с апреля по октябрь, или имею полное право получить платежку, где стоит реальная дата последней оплаты, а не вымышленный апрель, с которого якобы и утеряны все сведения об оплате за воду из-за сбоя в программном обеспечении. «Вас никто не заставляет доказывать что-то. Как вам надо платить, так и платите. Вам никто не предлагает ничего доказывать, ни платить лишнее. Вам напечатали квитанцию, чтобы было по чем оплатить. Платите, сколько вам надо», - объяснила кассир. Дальше – абсурд. На вопрос: «Как вы проверите, добросовестно ли я плачу, и, главное, как я смогу это доказать?», - мне ответили, что все это просто ужас и, несмотря на напечатанную «Водозабором» на обороте квитанции информации о сбое в работе компьютера, база данных с показаниями счетчиков сохранилась и проверить все смогут легко.
- Но если вы указываете в квитанции дату моей последней оплаты – апрель, то, значит, более поздних сведений у вас нет? – спрашиваю я.
- Все у нас есть, - отвечает кассир.
Тут я совсем потерялась - а зачем тогда вся эта морока для всех потребителей, т. е. практически для каждого жителя города? Зачем волновать стариков и больных людей? Зачем заставлять ходить тех, кто еще может дойти в такую даль?
- Почему тогда апрель? – совсем уж недоумеваю.
- А в квитанции апрель, потому что он так смог напечатать, - говорит женщина в окошечке. Что ни ответ – то еще большая загадка.
- Кто – ОН? – спрашиваю и уже боюсь услышать ответ.
И не зря боюсь. Потому что слышу ответ, который каждый из нас слышал десятки раз и глупее которого трудно придумать:
- Компьютер! – сваливает вину на железку кассир.
Отвлекусь на воспоминание. За многие уже десятки лет существования газеты у нас были всякие ситуации, работали разные специалисты. И вот когда-то давно в редакции была девушка, оператор компьютерного набора и верстки, которая не отличалась особенным вниманием и довольно часто допускала ошибки при наборе объявлений. Когда податели предъявляли ей претензии, то она несколько раз пыталась объяснить им свою безалаберность тем, что ошибка «из компьютера вылезла». После неоднократных объяснений несостоятельности этой глупости редакция с девушкой рассталась. Но реакция на это объяснение у меня осталась.
Ладно бы компьютеры появились вчера и не все знали, что ничего он сам не печатает, пока человек не внесет данные и не велит их напечатать. Скептически заявив о том, что я, «значит, умнее программистов», женщина отправила меня к юристам. Отправили – отправилась.
Абонентский отдел в Муниципальном унитарном предприятии «Водозабор» - это большая комната со множеством столов, компьютеров, бумаг и сотрудниц.
В тот момент, когда я вошла, одна из них стояла спиной ко мне и «колдовала» над техникой, стоявшей так низко, что ей пришлось глубоко нагнуться. Соответственно, лица ее мне было, мягко говоря, не видно. Мелочь, необходимая для понимания всей абсурдности дальнейшего разговора.
Сразу предупредив, что меня из кассы послали к юристу, я очередной раз «завела пластинку» про долг с апреля и регулярную оплату. Согнувшаяся девушка, не разгибаясь и не поворачиваясь, сказала:
- Это ко мне. Вы обратную сторону платежки читали?
Дежа вю, думаю. Но дальше – больше.
- Зачеркните, что там у вас в квитанции написано, и по своим кубам платите, - предложила мне собеседница.
Мало того, что предложение самой от руки исправлять выписанный официально документ показалось мне странным, так все это время я еще помнила и о читателях, у которых, возможно, не сохранились квитанции, или оплата начисляется не по счетчику, или не каждый готов бороться с суровой действительностью дат из квитанций муниципального предприятия. Кстати, самые рядовые сотрудники, контролеры, приняли на себя первый удар недовольных ртищевцев. В одном из дворов многоквартирных домов разыгралась сцена: мужчине средних лет женщины из МУП «Водозабор» вручили квитанцию; пока он ее прочел, сотрудницы отошли достаточно далеко; и услышали вслед: «Девушки, а вы не офигели (ну, не совсем так, конечно)?!» Дальнейшую беседу смысла пересказывать нет – все было предсказуемо вежливо со стороны женщин, которые к этим квитанциям имеют минимальное отношение, и со стороны мужчины, которого переполняли эмоции.
В итоге в абонентском отделе мне повезло – ко мне внезапно проявила интерес сидевшая за соседним столом сотрудница, которая любезно сверила мои квитанции со сведениями в компьютере, показала внушительные короба с квитанциями, по которым сейчас восстанавливают сведения о наших оплатах (труд огромный, они его делают) и заверила, что уже следующие платежные извещения будут содержать достоверную информацию.
Официальная тишина вокруг событий на «Водозаборе» привела к возникновению среди ртищевцев сразу нескольких версий произошедшего. Первая связана со сменой сотрудника, отвечавшего как раз за работу с программным обеспечением для формирования квитанций. Вроде бы, выписывал их всегда один и тот же человек, и когда он по состоянию здоровья вынужден был уйти, случился компьютерный сбой.
По другой версии, совсем конспирологической, появление таких квитанций может быть связано с желанием как-то поправить финансовое положение организации, о долгах и будущем которой ходят легенды.
В любом случае, будьте внимательны, получая квитанции, и вдвойне внимательны – оплачивая их. Так, на всякий случай
Н. Скрябина.