Когда 28 декабря пришлось возвращаться из областного центра по заметенной дороге, а потом еще самим торчать в сугробе, потом – выкапывать попутчиков на двух автомобилях, то все можно было списать на метель. Шел снег, был сильный порывистый ветер. Утешением служило то, что дорожники, обслуживающие федеральную трассу, приводить дорожное полотно в нормативное состояние, а это – открытый асфальт и безопасная обочина, - должны в течение трех часов после окончания снегопада. Снег еще шел, поэтому формально претензии не предъявишь.
Другое дело – 13 января. На протяжении многих лет Саратовская областная Дума собирает в своих стенах журналистов со всей области в день профессионального праздника – Дня печати. Награждает лучших, предоставляет возможность увидеться с коллегами, поделиться новостями в живую. Дарит солидные подарки. Пропускать такие мероприятия не хочется, не так уж часто они случаются в жизни журналиста из удаленного района.
Накануне шел снег, и люди «с мозгами» настойчиво отговаривали от поездки в Саратов. Но как человек «с эмоциями» я не могла с этим согласиться, тем более что вечером снегопад утих и две снежинки, обещанные на грядущие сутки прогнозом погоды, никак не могли стать серьезным препятствием для поездки. Тем более я все знала про «приведение в нормативное состояние в течение трех часов».
Восемь часов утра 13 января. Новый снег не падает с неба уже как минимум пять часов. Старый благополучно лежит на асфальте на федеральной трассе, не видно не то что обочины, но и разметки. Местами насыпан песок, но то, что благодаря ему оттаяло, так и месится колесами машин, оставаясь на проезжей части. В попутном направлении едет дорожная спецмашина, которая разбрасывает песок, но отвал для снега у автомобиля поднят над дорогой. Обгонять приходится по скользкой «каше». На улице еще темно, но рабочий день уже начался. И если для нас поездка не так уж необходима, то для автомобиля скорой помощи, который едет в том же направлении с включенными проблесковыми сигналами выбора: ехать или вернуться - просто не существует. Хотя при скорости в 60 километров в час, а быстрее на такой дороге не разогнаться, все, за редким исключением, так и едут, помощь вряд ли будет скорой.
Звоню. Сначала – дорожникам, которые весь сезон строили нам федеральную трассу. По словам одного из руководителей работ на участке, именно они должны были обслуживать федеральную трассу зимой.
- У нас на этом участке работает субподрядчик, - говорят мне, выслушав претензии. – Это компания, принадлежащая Александру Ивановичу Кудасову.
В общем, здесь можно было бы уже развернуться и сесть дома до весны. Опыт подсказывал, что лучше не будет ни дальше, ни через пять часов, ни через десять. В голове крутились только бесконечные «зачем?». Зачем нам построили эту дорогу, назвав ее федеральной трассой, если ее обслуживание в самый сложный период доверяют тем, кто тысячу раз не оправдывал это доверие? Им на откуп опять отдали наши жизни и здоровье, а заодно – бюджетные деньги. Зачем местные дорожники снова и снова берутся делать то, что у них никогда не получалось? Неужели все дело только в деньгах? Зачем серьезные организации берут в субподрядчики тех, о ком все прекрасно знают?
В общем, никакой федеральной трасы у нас всю зиму, кажется, не будет. Это надо воспринимать как факт.
В Екатериновском районе ситуация была точно такой же. Поэтому после пересечения границы районов я приняла решение вернуться. Сама удивилась своему решению, но уверена, что оно было единственно правильным – коллега из Турков, уже приехавший в Саратов, сказал, что возвращаться будет только на электричке.
Кстати, с засыпанной снегом и не чищенной дороги я позвонила в приемную администрации Ртищевского района, где секретарь пообещала передать информацию, но не смогла ответить, кому, ведь фактически к расчистке этой дороги администрация отношения не имеет (хотя грейдер, очень похожий на муниципальный, двигал снег на автоподъезде к Ерышовке; при этом даже центральные улицы Ртищево захлебывались в сугробах). Дежурная в приемной губернатора Саратовской области была более конкретной – обещала довести информацию до сведения федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства, которое непосредственно должно контролировать качество содержания федеральных трасс в регионе.
Но изменилось ли что-то в результате я не знаю – еще раз возвращаться на «федеральную трассу» не было никакого желания. Живем как жили.
Н. Скрябина.